Еще каких-то 40-50 лет назад зимнюю тропу в сторону Окинского района республики Бурятии называли дорогой в один конец. Именно здесь, за хребтами Восточного Саяна проживают сойоты. Кто же они такие?
Первоначально представители древнейших сойотских родов хаасут и иркит жили на берегах монгольского озера Хубсугул. На территорию Оки они попали через Тыву и через Тункинскую долину. Сойоты, веками исповедовавшие шаманизм, постепенно переключились на буддизм ламаистского толка. На основе взаимопроникновения культур бурят и сойотов сложился особый этнический образ Окинского района. Его называют сибирским Тибетом. В пользу смелого сравнения свою роль сыграли красота и величие, близость и недоступность удивительного края.
Дорога в один конец
Полноценную дорогу в Окинский район пробили немногим более 40 лет назад, когда началось активное освоение золоторудных месторождений. Край невероятно богат полезными ископаемыми. Помимо благородного металла здесь открыты фосфориты, графит. Не одно столетие идет негласное противостояние за обладание нефритовых жил. Красоту этого камня ценил сам Карл Фаберже, одна из его работ – ювелирное яйцо «Лавровое дерево» - выполнена из нефрита, добытого в горах Восточного Саяна.
Невероятно сложный рельеф, с перепадами высот от 700 до 3400 метров, долгие годы выполнял роль естественной преграды, был убедительнее всех указов – от царских до советских. В южной части района на границе с бурятской Тункой и Монголией раскинулся массив Мунку – Сардык с высочайшей точкой Сибири - 3491 метр над уровнем моря.
Не зря в старину узкую зимнюю тропу вдоль русел Оки и Иркута, по которым карабкались вьючные лошади, называли дорогой в один конец.
Суровые климатические условия наложили свой отпечаток на независимый характер коренного населения горного уголка – сойотов, которых ученые считают потомками древнего самодийского народа. Своими ближайшими родственниками сойоты называют тувинцев – тоджинцев, проживающих в Тоджинском районе Тывы, а также цаатанов, затерявшихся на краю Дархатской долины Хубсугульского аймака Монголии. Ученые подтверждают близость культуры и обычаев народов. Все три языка, например, относятся к уйгурской подгруппе тюркских языков.
В гости через границу
Сегодня старожилы Сорок, Ширзы, Хужира и других улусов вспоминают, что вплоть до 60 –х годов 20 века их отцы, не замечая государственных границ, свободно ходили в гости к дальним родственникам в Монголию и Тыву, к слову, вошедшую в состав СССР только в 1944 году. На стыке трех государств, в верховьях реки Хойто – Гол расположены целебные минеральные источники, способные излечить даже самые застарелые болезни, труднодоступную точку аборигены называют еще местом силы, сюда съезжаются, чтобы побыть в тишине, набраться душевных и физических сил, поговорить с высшими силами о самом сокровенном, обретя душевное равновесие, или, даже достигнув просветления. Дорога до Хойто-Гола по трудности сродни простиранию вокруг священного Кайласа в Тибете. Она может оказаться недоступной физически подготовленному туристу, но покориться инвалиду. Местные утверждают, все зависит от помыслов человека, которые невозможно скрыть от духов- хранителей этой местности.
Без малого сто лет сойоты предпринимали попытки заявить о себе как о малой народности — увы, ничего из этой затеи не получилось.
В 1926 году Иркутский местный совет выступил инициатором экспедиции в Оку под руководством известного ученого, этнографа Бернгарда Петри. При его непосредственном участии был организован Сойотский туземный родовой совет, а ЦИК СССР признал сойотов малой народностью Севера. Но волна репрессий начисто смыла желание народа: совет распустили, активистов расстреляли, оленеводство ликвидировали, как непродуктивную отрасль, а во время переписей населения сойотов записывали как бурят.
Через 60 лет, в 1992 году, жители Сорок Окинского района подали в Хурал республики документы о создании Центра сойотской культуры.
Семья Дарицу Георгиевны и Булата Ойдоловича Гомбоевых, одна из немногих, чья родословная не вызывает сомнений. В семье скотоводов растет трое детей – Дулма, Санжа и Амгалан.
—Лишь в 2008 году по документам, мы стали называться сойотами, — рассказывает хозяйка дома Дарицу. — Лично я узнала о том, что сойотка, будучи взрослой. Сейчас даже не понимаю, почему нас называли бурятами. В газетах стали писать, что мы малочисленная народность, а Сорок — наша столица. Забавно: дети приходили из интерната и рассказали, что мы сойоты. Родной язык был почти забыт, и когда его стали преподавать в школе- интернате, он показался намного сложнее английского.
Гомбоевы ведут полукочевой образ жизни. Летом гонят стада яков, сарлыков и хайнаков высоко в горы, а зимой спускаются в долину, поближе к селениям, где легче уберечь стадо от волчьих набегов. Особенности борьбы с хищниками здесь
Национально – культурные традиции сойотов строятся на смеси религиозных ритуалов, народных традиций, мистики, преданий и суеверий. У сойотов существует культ гор, вершины они считают центром мироздания, посредником между небом и землей, поэтому свои молитвы, охотничьи обряды устраивают в обязательном порядке на возвышенности.
Посох Горомэ и скелет пещерной гиены
После создания Центра сойотской культуры произошло событие, которое аборигены Оки (по-бурятски –Ахи) считают знаковым.
В верховьях реки Забит (Окинское плоскогорье Восточного Саяна) охотники, преследуя изюбя, нашли пещеру, вход в которую закрывали водопады. Карстовых пещер в Саянах очень много, но про эту раньше никто не знал.
В залах обнаружили скелеты, у некоторых зверей сохранились шкура и плоть. Но не кости доисторических зверей насторожили промысловиков, а деревянный посох с рукоятью из резной кости. Высота посоха более полутора метров, то есть человек, опиравшийся на него, имел рост в два с лишним метра. Неожиданная находка тесно вяжется с местным преданием, согласно которому много веков назад в горах жил некий великан Гором. Некоторые утверждают, что он жив до сих пор, просто покинул данное место. Поэтому пещеру так и называют — Гором, Горомэ, Горомын Агы.
Вслед за охотниками к таинственным пещерам отправилась научная экспедиция во главе с доктором географических наук, профессором Анатолием Иметхеновым.
Исследователи обратили внимание на череп, смахивающий на динозавра. Оказалось, что это скелет пещерной гиены, который находится в краеведческом музее в селе Сорок. В находках сойоты видят сакральный смысл, не допуская мысли передать их музеям, отвергая одно предложение за другим.
Сойоты верят, что с появлением реликвий словно сами собой возрождаются традиции, в частности национальный праздник Жогтаар (в переводе на русский - «Встреча»), который недавно переименовали в Улуг- Даг («Великая гора»).
Много других подробностей из жизни сойотов можно прочесть здесь
Понравился материал? Ставим лайк, подписываемся на канал.