Доброе утро, читатели канала «Фильмокнижие».
Пишу статью в дороге между Кисловодском и Грозным. Только что дочитала роман «Сад» Марины Степновой. Да, есть много разноречивых отзывов о произведении, но отмечу плюсы произведения.
Во-первых, его увлекательно читать как постмодернистский текст, причем прямые отсылки к чеховскому «Вишневому саду», строчкам их «Войны и мира» Толстого, Карамзину и Мандельштаму, конечно, увидит каждый читатель.
К собственным романам автора «Женщины Лазаря» и «Хирург» отсылает медицинская тема, любимая автором. Подробно описывая процесс родов, длящийся несколько дней, жуткие увечья врача во время холерного бунта, смертные судороги героев, Степнова описывает, не смакуя муки героев и ужасы жизни, а показывая читателю и физические, и эмоциональные страдания, даже если это делается немного отстраненно.
Во-вторых, роман о воспитании в декорациях XIX века красив. Дочка Надежды Александровны и Владимира Анатольевича Борятинских – Туся – не может найти своего места в жизни уже потому, что нежеланный ребенок: мать стыдится своей поздней беременности, отец, узнав о ее немоте, исчезает из жизни ребенка. Она, как Лаврецкий, и вырастает ни павой ни вороной.
Воспитателем Туси стал доктор Мейзель. До финальных страниц мы не знаем тайны этого человека, но, оказывается, его пальцы, измазанные йодом – деталь значимая. Честно говоря, любовь доктора к юной княжне готовила меня к более непредсказуемой развязке.
Почему Надежда Александровна отдалилась от дочери – не удивляет: ребенок нежеланный. И ребенок матери все больше противоречит с каждым днем по той же причине.
Зато Мейзель вкладывает душу не только в исцеление, но и в воспитание девочки. Такая вариация швейцарской свободной системы воспитания. Да, Туся не перенимает манеры и приемы кокетства от маменьки (для этого у княгини есть покорная Нюточка), а ухаживает за конями, властвует над конюхами; гогочет, а не смеется; на балах не только танцует, но и встревает в мужские разговоры; небрежно одевается. Она ломает стереотипы женского поведения, прямо и безапелляционно.
Захотела стать ветеринаром – Мейзель найдет способ устранить все преграды.
Захотела конезавод – жертвует садом в имении Анна.
Она такая, какой ее воспитал Грива (Григорий Иванович): целеустремленная, своенравная, упрямая, прямая.
И наконец, роман о сильных женщинах и слабых мужчинах резко контрастирует той обстановке, той культуре, в которую я погружусь завтра в Грозном.
Видимо, поэтому мне эта тема романа Степновой кажется важной. Ее герои женщины реализовались в полной мере Лиза, старшая сестра Туси, блистает в свете, цветет, вызывает эстетический восторг итальянцев, что встают перед ней на колени и называют Мадонной. Надежда Александровна исполнила свой долг жены и матери красиво. Арбузиха – портниха от Бога. Да и Туся нашла свое предназначение:
«она была беременна – своим первым конным заводом, первым своим ребенком, первыми своими настоящими, взрослыми, сбывающимися мечтами».
Тайну самонаказания Мейзеля автор открывает в финале, а Радович – красивая пустая слабая картинка.
Безграничная свобода ребенка: хорошо это или плохо? В Чечне ответ однозначен: это недопустимо. В нашем менталитете это вечные проблемы свободы и воли, кнута и бургера.
Да, серьезных недостатков у романа я вижу два: нет внутреннего мира Туси, она дана лишь глазами матери, Мейзеля, петербургского света, а изнутри не показана да линия Александра Ульянова, начатая чересчур издалека.
Цитата из романа, над которой стоит подумать у меня такая:
Мейзель видел, что он и княгиня любят Тусю, «соединяясь в общей точке, будто две стороны какой-то удивительной геометрической фигуры».
«Хотя почему удивительной? Три стороны – значит это треугольник, звонкий, озорной, музыкальный, тронешь его палочкой – и дзиньк!»
Вот слышим ли мы, современные родители эту музыку? На треугольник не фальшивит?
Что вы вычитали в романе «Сад» Степновой?
Поделитесь своими впечатлениями на канале «Фильмокнижие»