Найти в Дзене
Скамейка

Бедный всадник: какие памятники сейчас ставят в Петербурге?

Оглавление

Северная столица всегда славилась своими памятниками. Первый памятник в России — Медный всадник — появился в Петербурге. В последующие столетия компанию ему составили сотни монументов правителям, генералам, поэтам и писателям. В XXI веке тема такого увековечивания выдающихся людей будто иссякла: сегодня больше устанавливают «малые архитектурные формы». Неужели мы никогда не увидим полноценный памятник Блоку или бронзовую Анну Павлову?

Чижик-Пыжик вместо Набокова

Памятникам на постсоветском пространстве придают чуть ли не сакральное значение. Не случайно революции и государственные перевороты неизменно сопровождаются сбрасыванием с постаментов бронзовых вождей. Так во время августовского путча 1991 года московская Лубянка лишилась Дзержинского. Интересно, что петербургский «Железный Феликс» в те дни совсем не пострадал — он и по сей день мирно стоит на Шпалерной.

Характерная война с памятниками не угасает и в XXI веке: в Эстонии и Чехии продолжают сносить советские монументы, а сторонники движения Black Lives Matter в США посягнули даже на увековеченного в скульптуре первооткрывателя континента — Христофора Колумба. В России до массового вандализма дело не доходит, хотя вполне можно предположить, что, допустим, потомки репрессированных едва ли чувствуют себя комфортно, когда проходят мимо многочисленных оставшихся Ильичей.

Даниил Коцюбинский, историк:

Я против памятников организаторам государственного террора. Ленины в нашем городе стоять не должны так же, как нет памятников Гитлеру в Германии. Да, при Гитлере строили автобаны, но при нём был и Холокост. А памятник всегда позитивно коннотирует человека. Пётр I тоже был тиран и душегубец, но он дал старт нашему городу, Ленин же не принёс ему ничего, кроме разрушений. Но уничтожать лениных не надо — я за то, чтобы собрать их в одном месте. Может, сделать музей под открытым небом.
Парк Грутас в Литве: в этой стране не уничтожили лениных, а просто собрали их в одном месте. Можно ностальгировать!
Парк Грутас в Литве: в этой стране не уничтожили лениных, а просто собрали их в одном месте. Можно ностальгировать!

Возможно, поэтому нынешние власти не спешат с установкой новых монументов — дескать, вдруг тоже найдутся недовольные? Правда, вместе с памятниками политизированным и неоднозначным деятелям, похоже, попали под раздачу все остальные — в итоге в Петербурге до сих пор нет памятника Стравинскому, Набокову, Врубелю, Куинджи, Монферрану... Полноценных памятников Блоку и Николаю Гумилёву в городе тоже так и не появилось, хотя их значимость для русской культуры сомнений не вызывает.

В итоге идеальный памятник глазами современного петербургского бюрократа должен быть максимально беззубый, по возможности совсем миниатюрный, а лучше, чтобы его не было вообще. И в последние десятилетия в городе массово ставят мини-монументы котикам, пёсикам, чижикам-пыжикам, даже мультперсонажам — при том, что выдающиеся петербургские писатели, художники, архитекторы своей скульптуры в городе так и не удостоились.

Нашествие ангелов

В документации даже появилась типичная казённая аббревиатура МАФ — «малая архитектурная форма». То есть, скажем, литые фигуры героев «Простоквашина» в Колпино по документам — вообще не памятник, они стоят где-то на уровне садовых скамеек, цветочных вазонов и мусорных бачков. Скульптору, должно быть, обидно, зато и зарегистрировать, и поставить такой «памятник» значительно проще — не нужно долгих согласований со Смольным.

Однако обычным гражданам «душевные» скульптуры малых форм зачастую как раз нравятся. В Чижика на Фонтанке кидают тонны монет, Петербургскому ангелу в Измайловском саду вяжут шарфы, есть свои поклонники даже у карнизных котов с Малой Садовой. Ещё бы, фактически все эти творения — тот же «ЖЭК-арт», только буквально отлитый в бронзе! Получается, прежние «памятники царям и их слугам» вызывали у простого люда непонимание, а то и пролетарскую ненависть — нынешние же МАФы стали ближе к народу.

Но всегда ли надо опираться на общественные вкусы в такой тонкой и щепетильной теме, как монументальная эстетика? Может, напротив, государство руками профессионалов должно хоть немного подтягивать уровень вкусов толпы? Увы — похоже, петербургские чиновники считают иначе.

Показательной стала история петербургского кукольника Романа Шустрова, в 2020 году скончавшегося от ковида. Он был известен как автор множества замечательных фигурок, одну из которых в 2012-м установили в Измайловском саду. Это и был «Петербургский ангел» — он отлично вписался в ландшафт зелёного уголка у Молодёжного театра, став своего рода маскотом Адмиралтейского района. На этом можно было бы остановиться, однако умеренность оказалась не свойственна лицам, принимающим решения о памятниках в Петербурге, — ангелы стали «плодиться и размножаться».

-4

В 2019 году похожий памятник появился уже в Любашинском саду. Этот ангел пугающе «подрос»: если старичок с крыльями на Фонтанке может уместиться буквально на плече, то новый монумент оказался ростом с первоклассника. И сидит он не на спинке скамейки, а прямо рядом с отдыхающими гражданами.

Третий ангел тоже не заставил себя ждать: он стал памятником героям-врачам и расположился на набережной Карповки. Его изготовили и установили уже после смерти автора. Как выяснилось, изначально шустровский герой слушал граммофон и был совсем маленьким, но беднягу лишили музыки и грустит он теперь совсем по другому поводу. Вольное обращение с наследием покойного художника никого не смутило, как и ряд разразившихся скандалов: одним не понравилось присутствие на открытии губернатора, другим — сама скульптура.

Памятник питбулю и Бродский из чемоданов

Впрочем, бурное обсуждение установленных за последние годы петербургских памятников — не редкость. Скажем, открытый в 2018 году на Моховой улице монумент героям булгаковского «Собачьего сердца» сразу вызвал вопросы: особенно всех поразило, что Шарик оказался питбулем. По слухам, странная метаморфоза дворняги объясняется просто — скульптор изобразил вовсе не персонажа книги, а пса одного авторитетного предпринимателя, который и оплатил создание памятника.

-5

Михаил Уваров, краевед, гид:

Экскурсанты больше реагируют на «фриков» в скульптуре, типа коломенской Венеры. Мимо Медного всадника они пройдут, а вот памятник писателю Николаю Шадрунову с вороной (в Ораниенбауме) или памятник котам в Петергофе — будут фотографировать. Но важно, чтобы памятник был связан с местом: например, как скульптура Довлатова на Рубинштейна, где он и жил. А, скажем, Чернышевский у Парка Победы никак к этой местности не относится.
Памятник писателю Николаю Шадрунову в Ораниенбауме (и вороне)
Памятник писателю Николаю Шадрунову в Ораниенбауме (и вороне)

Кстати, ещё совсем недавно власти Северной столицы впадали в другую крайность: в 1990-е установленные у нас памятники были не то что не беззубые, а даже чересчур смелые. С уходом советской государственной цензуры к созданию скульптур допустили буквально всех — и непризнанные гении немедленно этим воспользовались. Некоторые их творения стоят в городе и сейчас.

Одним из таких двусмысленных монументов стал шемякинский Пётр I, который сидит в самом сердце Петербурга — в Петропавловской крепости. Лысый и диспропорциональный, у значительного числа туристов и горожан он вызывает скорее ужас и омерзение, чем радость и восхищение.

-7

Тем не менее, своеобразную трактовку образа первого российского императора здесь хотя бы можно списать на концептуальность. Сидящий Пётр Шемякина — своеобразная антитеза «Медному всаднику»; если творение Фальконе символизирует имперскую мощь и красоту, торжество разума и просвещения, то монумент на Заячьем острове — обратную сторону медали: крепостничество, жандармерию и милитаризм. Не случайно памятники стоят на разных берегах Невы, и не случайно мрачный Пётр расположился именно в Петропавловке, долгое время бывшей главной политической тюрьмой России.

Ещё одной спорной скульптурой стал памятник Андрею Сахарову, появившийся на Васильевском острове, у СПбГУ, к 300-летию Петербурга. Создатель памятника Левон Лазарев не раз говорил, что изобразил контраст великого духа учёного и его тщедушного тела. Все ли прохожие понимают эту глубокую мысль?

Как бы то ни было, уже в 2010-е годы мода на авангардистские памятники стала иссякать и, пожалуй, последним таким стал установленный в 2016 году на том же Васильевском Иосиф Бродский. Поэт угадывается разве что по голове — тело литератора словно собрано из гранитных чемоданов... Увидеть семитонную громаду в 3,6 м можно на Смоленке, у станции метро «Приморская».

Памятник — это не навсегда

Появившиеся в последние годы петербургские скульптуры, которые изображают наших великих земляков, едва ли можно назвать экспериментальными. И вставший на площади своего имени Трезини (2014), и грустный Довлатов с Рубинштейна (2016), и пафосный Цой у Ветеранов (2020) выдержаны во вполне реалистичной манере. И это скорее хорошо, ведь памятники по определению — штука довольно консервативная, в идеале они должны нравиться максимальному количеству граждан.

Дмитрий Ратников, редактор интернет-издания «Канонер»:

Важно исходить из места, где предполагается памятник. Если архитекторы, планировщики и градостроители изначально создали площадь под памятник, то уже неважно, кому он будет. Например, на круглой Комсомольской площади, куда выходят проспект Стачек, Краснопутиловская и Корабельная улицы, монумент-доминанта прямо-таки напрашивается! Хотя в целом я считаю, что у нас в городе скорее переизбыток памятников — и поэтому устанавливать новые не имеет смысла.
Комсомольской площади действительно не хватает доминанты, но куда деть ёлки?
Комсомольской площади действительно не хватает доминанты, но куда деть ёлки?

Что же делать тем, кто любит современное искусство и кому не хватает его в Петербурге? Во-первых, посещать музеи и культурные пространства, которые специализируются на contemporary art: например, Музей Людвига, Эрарту, Музей стрит-арта, выставки в Манеже и многочисленных галереях города.

А во-вторых, «ловить» эти памятники на улицах города. И не только те, которые уже прочно обосновались на своих постаментах. Ведь в XXI веке в Городе на Неве появилась интересная тенденция временных памятников. Это своего рода следование принципу «И волки сыты, и овцы целы»: авторы и кураторы необычных статуй успевают потешить своё самолюбие, а петербуржцы спокойно выдыхают, когда очередной «шедевр», наконец, уезжает с городской площади или улицы в неизвестном направлении.

Именно так сложилась судьба, пожалуй, одного из самых необычных петербургских памятников последних десятилетий — знаменитой девочки на тираннозавре, воздвигнутой прямо в курдонёре Мраморного дворца. Семиметровая скульптура группы художников AES+F под названием «Первый всадник» действительно представляла собой китайскую девочку, оседлавшую динозавра. Оригинальная реплика многострадального Медного всадника встала напротив серьёзного монумента Александру III в 2008 году и изначально задумывалась как временная.

-11

Но как известно, нет ничего более постоянного, чем временное: легенда гласит, что после окончания выставки авторы девочки уехали на Венецианское биеннале и как-то забыли про китчевый памятник. В итоге он задержался фактически на набережной Невы на добрый десяток лет. Лишь в 2017 году пластиковую деву на звере убрали — многие вздохнули с облегчением.

А вот гигантского зайца, который вольготно прилёг на берегу у Петропавловской крепости, петербуржцы приняли на ура. 15-метровый зверь был создан в 2013 году нидерландским художником Флорентином Хофманом и тоже сознательно задумывался как временный проект. Автор отметил, что всего его работы таковы: за пару месяцев горожане к ним привыкают, чтобы потом смотреть на городскую среду свежим взглядом и воспринимать знакомые места под другим углом.

Сейчас, к двадцатым годам, главным петербургским резидентом международных проектов в сфере современного искусства остаётся Новая Голландия. Так, в 2019-м остров стал приютом для целой стаи огромных розовых улиток от группы Cracking Art. Моллюски были не просто украшением: сделанные из переработанного пластика, брюхоногие всем своим видом призывали беречь планету и сортировать мусор. Выполнив эту почётную миссию в Петербурге, улитки «уползли» в следующий пункт назначения.

-13

Забавно, что современная тенденция временных памятников напоминает ленинскую «монументальную пропаганду» столетней давности. Как известно, первые советские памятники в Петрограде были недолговечны — их клепали по принципу «слепила из того, что было». Тем не менее, только за 1918 год на берегах Невы появились гипсовые Карл Маркс, Софья Перовская, Лассаль, Гейне, Радищев — всего несколько десятков монументов. Правда, до наших дней с того времени дошёл только мемориал на Марсовом поле.

Не только великие

Своеобразной «золотой серединой» между монументальным авангардом и скульптурами выдающихся деятелей остаются многочисленные петербургские скульптуры, которые изображают простых людей рабочих профессий. Они показывают не конкретного человека, а олицетворяют тот или иной профессиональный цех. К ним можно отнести памятник фонарщику (1998) на Одесской улице, памятник петербургскому фотографу (2001), памятник дворнику (2007) на площади Островского или памятник охтенке (2003) — простой ингерманландской девушке-крестьянке, которая спешит в Петербург с полным кувшином молока.

С одной стороны, все эти скульптуры выполнены в реалистичной манере, что удовлетворит самых пристрастных консерваторов. С другой — это не пресловутые памятники «царям и их слугам», а лица обычных петербуржцев, которые трудились на благо города на протяжении веков. И при этом в них нет советского пафоса, они просты и демократичны.

Увы, с памятниками выдающимся петербуржцам всё сложнее. То ли от более высоких критериев, то ли из-за бесконечных споров о месте установки, но Пётр Ильич Чайковский своей скульптуры в Петербурге так и не удостоился. Несмотря на то, что композитор остаётся самым известным создателем музыки из Петербурга в мировом масштабе, единственным памятником Чайковскому в Северной столице остаётся надгробный. Ну и ещё небольшой бюст в Таврическом саду.

Безусловно, всегда можно сказать, что лучший памятник Чайковскому — его музыка, Врубелю — его картины, Монферрану — целый Исаакиевский собор, но всё-таки немного грустно, что традиция монументов выдающимся людям постепенно уходит из Петербурга. Приходится довольствоваться чижиками, котиками, пёсиками и прочим МАФом.

Также читайте на «Скамейке» о домах, построенных отечественными архитекторами в 1989-2009 годах, с недавних пор иронично именуемыми
капромом.

Материал на нашем сайте: Бедный всадник: какие памятники сейчас ставят в Петербурге?

Автор: Дмитрий Витушкин
Городской блог о Петербурге и петербуржцах Скамейка