Пекин ведет долгую игру, но его растущая напористость нервирует весь Индо-Тихоокеанский регион. В последние дни разговоры о войне стали громче, но «барабанная дробь» слышна уже давно, поскольку военный потенциал Китая растет постоянно. Китай не хочет войны, по крайней мере, пока. Он играет в долгую игру, и его очевидные намерения стали еще более тревожными.
Такие ученые, как Брендан Тейлор, доцент стратегических исследований Австралийского национального университета, определили четыре горячих точки для возможного конфликта с Китаем, включая Корею, Восточно-Китайское море, Южно-Китайское море и Тайвань, но обычная война вряд ли возможна на этом этапе.
Перемирие между Северной и Южной Кореей длится почти 70 лет. Пандемия Covid-19 серьезно ограничила экономику Северной Кореи, и ее испытания межконтинентальных баллистических ракет на данный момент прекращены. Китай заинтересован в сохранении у власти режима Ким Чен Ына на Севере, но перспективы возврата к горячей войне то уменьшаются, то совсем падают.
К югу от Кореи, в Восточно-Китайском море, Китай активизировал свои военные действия вокруг востребованных Японией, но необитаемых островов Сэнкаку. Однако, похоже, в последнее время Китай ослабляет свою решимость сопротивляться претензиям Японии в отношении того, что Пекин называет островами Дяоюйдао. Соединенные Штаты заверили Японию, что острова подпадают под взаимные гарантии безопасности. Но конфронтация с Китаем может стать испытанием для поддержки со стороны США и подготовкой почвы для эскалации конфронтации в другом месте.
Аналогичным образом, строительство островов в промышленном масштабе Китаем в Южно-Китайском море привело к появлению там обширной военной техники и инфраструктуры. Это позволит китайцам укрепить свои позиции в военном отношении и утвердить контроль над так называемой линией из девяти пунктов, то есть, укрепить их обширные претензии на большую часть моря.
Военно-морские силы США продолжают проводить операции по свободному плаванию (FONOPS) в Южно-Китайском море. Однако с учетом того, что там работают тысячи маркированных и немаркированных китайских судов, существует реальный риск аварии, которая может спровоцировать эскалацию, В 2016-м году международный трибунал отклонил требования Китая в отношении вод в деле, возбужденном Филиппинами. Несмотря на то, что Китай подписал Конвенцию ООН по морскому праву (UNCLOS), он проигнорировал решение трибунала и продолжал вторгаться на острова, на которые претендуют как Филиппины, так и Индонезия.
Подобно захвату Китаем отмели Скарборо в 2012-м году, которое предшествовало массовому строительству островов южнее, Китай, вероятно, мог бы воспринять желанию США бросить вызов его последним действиям как сигнал к более решительным действиям в отношении Тайваня. В конце концов, это главный приз, который Пекин стремится сохранить как наследие президента Си Цзиньпина.
Почему безопасность Тайваня важна. Тайвань представляет для США и их союзников головоломку. Это либеральная открытая демократия и ведущий в мире производитель компьютерных микросхем. Он также находится в центре того, что военные стратеги называют «первой цепочкой островов», простирающейся от Японии на севере до Филиппин на юге. Его стратегическое значение огромно. Приняв с 1979-го года политику «одного Китая», гарантия безопасности США для Тайваня носит условный и незначительный характер. Отражая растущее беспокойство по поводу действий Китая, опросы показывают сильную общественную поддержку США по защите Тайваня.
До сих пор двусмысленность служила интересам США, давая некоторые гарантии Тайваню и удерживая Китайскую Народную Республику от вторжения. Эта гарантия была важна и для Японии. С ее пацифистской конституцией и периодической озабоченностью по поводу приверженности США ее обороне Япония внимательно следит за тем, как США подходят к своей политике в отношении Тайваня.
Китай пока избегает открытой войны. Между тем за последнее десятилетие Китай претерпел изменения как в экономическом, так и в военном отношении. Экспоненциальный рост военного потенциала Китая сопровождался резким увеличением летальности, точности, дальности и количества его систем вооружения. Вдобавок к этому Пекин усилил воинственную риторику и тактику. В прошлом месяце председатель Си выступил с воинственной речью на Азиатском форуме в Боао, призвав признать Китай не только новой сверхдержавой, но и равным в решении глобальных проблем.
Иногда действия говорят громче, чем слова. И до сих пор действия Китая не позволяли переступить порог открытой войны, отказываясь забить «гвоздь молотком». Это неспроста. Если разразится война, Китай окажется уязвимым. Во-первых, он имеет сухопутные границы с 14 странами, что создает потенциал для серьезных проблем, если не для открытого нападения на многочисленных фронтах. Затем есть экономические проблемы. Китай имеет значительные промышленные инвестиции в Японии, США и Европе, а также в значительной степени зависит от энергии и товаров, проходящих через Малаккский пролив между Малайзией, Сингапуром и Индонезией, яремной веной Индо-Тихоокеанского региона. Эта зависимость от Малаккского пролива, которую один аналитик назвал «Малаккской дилеммой», помогает объяснить, почему Китай вложил так много капитала в свою инициативу «Один пояс – один путь» и старательно избегает открытого конфликта, по крайней мере, до тех пор, пока он не станет более самодостаточным.
Чтобы избежать открытой войны, Китай, очевидно, считает, что лучше использовать военизированные силы с белыми кораблями и тысячами вооруженных рыболовных судов, продвигая свои требования в Южно-Китайском и Восточно-Китайском морях и ограничивая свободу действий Тайваня. Он также недавно принял новый закон, позволяющий своей береговой охране действовать как военная структура и обеспечивать соблюдение морского права – опять же в нарушение UNCLOS.
Китай также расширяет свою «серую зону» войны против Тайваня, которая включает кибератаки , неоднократные вторжения в его воздушное пространство и территориальные воды и дипломатическую изоляцию, чтобы подорвать решимость Тайваня и его способность сопротивляться.
Помогут ли союзники Америки защитить Тайвань? Этот постоянный и все возрастающий вызов китайских войск продемонстрировал неспособность Тайваня полностью контролировать свои воды и воздушное пространство. Пекин продолжает строить флот десантников, чтобы обеспечить вторжение на Тайвань. Амриканские эксперты также больше не уверены, что американцы выиграют прямую войну за Тайвань, а высший военный офицер Вашингтона в регионе утверждает, что это может произойти в течение шести лет .
У Тайваня нет союзников, кроме Соединенных Штатов, но Япония помнит о последствиях отказа США защитить Тайвань. Но конституция Японии запрещает прямое участие в защите Тайваня. В соответствии со своими обязательствами по Договору о безопасности ANZUS (Австралия, Новая Зеландия, США) США могут обратиться к Австралии за военной поддержкой для защиты Тайваня. Положения о взаимопомощи не применяются автоматически, но последствия того, что Канберра останется в стороне, будут серьезными.
Предупреждения о риторических барабанах войны напоминают нам, что США больше не являются единственной сверхдержавой в мире, и предполагают, что Австралии следует подготовиться к более нестабильному миру. Вместо того, чтобы полагаться исключительно на США, Австралии следует укрепить свои собственные оборонные возможности. В то же время ей следует больше сотрудничать с региональными партнерами в Юго-Восточной Азии и за ее пределами, особенно с Индонезией, Японией, Индией и Южной Кореей, чтобы сдерживать дальнейшую агрессивность Китая. и снизить риск перерастания напряженности в открытую войну.
ДЖОН БЛЭКСЛЕНД