Лозунг Фридриха Цандера: «Вперед — на Марс!» нашел отклик у советских конструкторов космической техники. Одним из энтузиастов марсианской программы был Сергей Королев, который разработал собственный проект пилотируемой экспедиции к Красной планете.
В эскизном проекте ракетно-космических систем на базе «Н-1», утвержденный Королевым 16 мая 1962 года, среди задач, которая ставилась перед этими системами, фигурируют и такие: «облет экипажем в два-три человека Марса, Венеры и возвращение на Землю; осуществление экспедиций на поверхность Марса и Венеры и выбор места для исследовательской базы; создание исследовательских баз на Марсе и осуществление транспортных связей между Землей и планетами».
Посудите сами, на заре освоения космоса человечеством такие заявления звучат более чем смело, но у Королева не было сомнений, что проект освоения Марса будет реализован в ближайшие десятилетия. Разработка пилотируемой экспедиции была поручена группе Михаила Тихонравова в 1959 году. Еще человек не побывал в космосе, а прицел уже делался даже не полеты к Луне, а к ближайшим к Земле планетам!
Эскизный проект «Марсианского пилотируемого комплекса» представлял собой гигантский комплекс, сборка которого должна происходить на околоземной орбите. Масса МПК составляла около 1600 т, двигатели работали на смеси жидкого кислорода и керосина, а для доставки всех элементов комплекса требовалось порядка 20-24 пусков сверхтяжелых ракет. Расчетная длительность экспедиции составляла 30 месяцев. Была даже назначена дата старта - 8 июня 1971 г. Однако из-за чрезвычайно высоких требований к технике и очень сжатых сроков проект был свернут, так как его реализация стала невозможной.
В 1959 году двум небольшим группам молодых инженеров была поставлена задача создания проекта межпланетного космического корабля. Во главе первой группы конструкторов стоял Глеб Максимов. Под его руководством разрабатывался проект под названием «Тяжелый межпланетный корабль». С помощью сверхтяжелой ракеты-носителя на орбиту Земли выводился трехместный корабль и ракетный блок для разгона космического аппарата к Марсу. Полет происходил по баллистической траектории и после облета Марса корабль возвращался на Землю.
В состав ТМК входит жилой, биологический, агрегатный и рабочий отсеки, причем последний предусматривал шлюз для выхода в открытый космос. Комплекс имел в своем составе спускаемый аппарат и двигательную установку для коррекции курса. Солнечные концентраторы, электрические батареи и антенны для связи разворачивались после того, как корабль выйдет на траекторию полета.
«Тяжелый межпланетный корабль» длиной 12 м и диаметром - 6 м имел массу 75 т. Его старт был назначен на 8 июня 1971 г, а возвращение на Землю - 10 июля 1974 г.
Позднее разработки Максимова при реальном планировании марсианской экспедиции стали основой проекта «МАВР», который предполагал не только полет к Марсу, но и облет Венеры.
Статья подготовлена с использованием материалов книги: Первушин А. Битва за звезды. Космическое противостояние. Серия: Военно-историческая библиотека. М., 2000.
Статьи по теме:
Высадка NASA на Марс в 2035 году
Разбор полета инженера Лося на Марс
Российские ионные двигатели перестали быть фантастикой
Лунная афера в фильме «Ради всего человечества»
Комментируйте, оценивайте, подписывайтесь на канал - будет много интересного!
По вопросам заказа текстов пишите @makxcc