Раньше я этого не понимал, и думал, что спонтанность и креативность – это главное.
Но когда наша компания выросла до 35 человек, стало понятно, что большие дела без системы не сделать.
Возьмем дорожное движение в Сингапуре. Если вы были здесь и ездили на такси, то, наверняка, помните странные рывки, которые глубоко вписаны в местный стиль вождения. Таксисты постоянно давят и отпускают педальку газу. Об этом феномене даже на форумах задают вопросы свежеприехавшие экспаты. WTF мол??
Дальше. Водители здесь очень любят ускоряться со светофора, насколько позволяет их транспортное средство. То же самое на счет торможения - если в 100 метрах впереди загорелся красный, это не значит, что нужно постепенно замедляться. Вместо этого нужно еще поджать немного педаль в пол и за 10 метров до светофора резко затормозить.
Также я часто замечаю, как бы это сказать, "нестратегичность" принятия решений на дороге. Водители меня поймут. Даже когда ты пассажир, все равно параллельно в голове анализируешь перестроения и вообще принятие решений на дороге. И замечаешь, когда водитель видит дорожную ситуацию наперед и все маневры делает четко, быстро и плавно, как нож по чуть растопленному маслу.
Так вот, при том, что общий уровень вождения в Сингапуре не такой высокий, я за 2 с половиной года видел здесь аварии всего 2 (!) раза! Опасные ситуации - да, но именно столкновений - здесь практически нет.
Почему так?
Система.
• Дороги продуманы. Развязки такие, что тебе не надо особо думать - светофоры и навигация делают всё за тебя. Везде есть полосы для разгона (хотя при въезде с них на основную, тебе и не уступают, как в в той же Англии).
• Само качество дорог. При том, что асфальт может быть местами не очень, и не такой идеальный, как в Москве, я ни разу не видел, чтобы, например, где-то на скоростном участке была дыра, отрытый люк или жесткий стык на эстакаде (привет ТТК).
• Права нельзя купить. Экзамен сложный. Поэтому даже если у тебя плохо получается и нет предрасположенности к вождению, тебе все равно натаскают на минимально достаточный уровень.
• Гарантированные штрафы за проезд на желтый и парковку в неположенном месте, где ты можешь создать аварийную ситуацию. При этом полиции по городу практически нет, и водителей почти никогда не останавливают "для проверки документов".
Поэтому даже при "китайском" агрессивном стиле вождения (кто был в Шанхае, знает, о чем я), неуступчивости водителей, резких разгонах и торможениях, отсутствии нормальных велосипедных полос, высоком скоростном лимите в городе (на многих людных улицах 80 км/час), СИСТЕМА делает движение безопасным.
Поэтому строить систему в любом проекте выгодно. А уже когда она есть, гораздо проще и креативить, и быть спонтанным.