Чтобы написать эту статью пришлось перекопать пол-интернета. Я всегда любил "Револьвер". Стильный, атмосферный, впечатляющий фильм, с шикарным Стэтхемом с длинными волосами. Но что хотел сказать Гай Ричи? Этого мне понять никогда не удавалось. Вот и сейчас, пересмотрев его много лет спустя, пришлось-таки углубиться в справочную литературу и докопаться до истины. И истина меня очень впечатлила. Итак, начнём!
Королевы, пешки, короли
Как известно, старина Ричи обожает шахматы. На съёмках всех своих фильмов он играет с любым, кто дерзнёт бросить ему вызов. "Револьвер" отражает эту любовь режиссёра. Во-первых, через буквальную демонстрацию шахматных партий. Главный герой Джейк Грин пристрастился к шахматам ещё в тюрьме. Там же он знакомится со своими соседями по камере, которые пытаются вывести идеальную формулу стопроцентной победы, и перенимает у них все знания. Выйдя на свободу Грин сражается на доске с Ави и без труда обыгрывает его раз за разом.
«Единственный способ стать умнее – играть с более умным противником».
Во-вторых, не нужно глубокого понимания фильма, чтобы заметить: всё, что происходит в истории – это игра. Ави и Зак играют с Грином, заставляя его избавляться от денег, Грин играет с Макой, элегантно разоряя его, а таинственный мистер Голд играет со всеми. По факту как таковых бандитских разборок и перестрелок в "Револьвере" почти нет, а те, что есть, словно убирают те самые шахматные фигуры с доски, освобождая путь к главному противостоянию в самом конце. Вот вам яркое доказательство: в самом начале фильма Мака говорит Грину: "You pawn your talents very well", что значит "Ты очень ловко применяешь свои таланты". Но слово pawn в английском – это ещё и существительное "пешка".
Таким образом Мака завуалировано показывает своё отношение к главному герою – он считает его низшей фигурой и собирается играючи его устранить, потому что он король. Но что получается в итоге? Пешка проходит длинный путь по шахматной доске до самого конца поля, где оказывается перед королём, пока он спит. Тут бы его и убить, но вместо этого она решает стать ферзём. Не казалась ли вам странной сцена, в которой Мака, обливающийся слезами, не может ничего сделать с безоружным Грином, выходящим из лифта? Но Грин в этот момент уже обрёл свободу. Он больше не низшая фигура, которая может ходить на одну клетку. Он загнал короля в угол, а сам спокойно проходит мимо него, потому что ферзь передвигается как хочет.
Золото против добродетели
В-третьих, раз уж мы забрались так глубоко, то стоит спросить: а кто вообще играет эту партию? И ответ очевиден: с одной стороны стола тот самый неуловимый мистер Голд, о котором так много говорят, но ни разу за весь фильм не показывают. Всё происходящее связано с Голдом. Мака постоянно о нём говорит, Грин о нём не раз упоминает, Ави и Зак рассуждают о том, кто он такой. Поначалу думаешь, что он босс преступного мира, но потом становится ясно: это всего лишь метафора. Мистер Голд – это денежный бог, которому поклоняются все в этом фильме. Голд заставляет всех хотеть большего, он дёргает за ниточки и совращает героев, делая их алчными, беспринципными, мстительными тварями, готовыми на всё ради наживы.
"Голда никто не видит, но Голд видит всех нас".
С другой стороны стола – Ави и Зак. Вначале мы воспринимаем их как мерзавцев, пытающихся вытянуть деньги из Грина, но затем понимаем, что весь фильм они сражались на его стороне, пытаясь спасти его душу от соблазнов Голда. Голд хотел, чтобы Джейк Грин грабил Маку, мстил ему и лишил его всего, что тот имеет. И только благодаря Ави и Заку главный герой в конце концов понимает, что должен очиститься от влияния Голда и думать самому. Вместо мести он выбирает смирение, вместо убийства – прощение. Сцена в лифте, когда Грин застревает на 13 этаже, показывает этот переход, внутренний диалог, после которого он избавляется от влияния Голда и выбирает путь свободного человека.
"Лучшего соперника ты находишь там, где меньше всего его ищешь".
Конец партии
Вы можете взять и других персонажей фильма – например, брата Грина, Лорда Джона или прекрасного Утилизатора – и их тоже представить в виде ключевых фигур на доске. Все они отыгрывают свои роли в партии, и даже мелких бандитов на службе у Маки можно соотнести с пешками, быстро выполняющими свои функции, а затем "съеденными" противником. И чем ближе мы к финалу истории, тем меньше остаётся у Маки фигур, он становится абсолютно беззащитным, и ему уже некем прикрыться. Поэтому он берёт в заложники маленькую девочку, которую можно воспринимать как ещё одну фигуру противника. В последней сцене он угрожает Грину, что убьёт её, но это уже акт абсолютно бессмысленный, причём Мака сам это прекрасно понимает.
Он снова начинает дрожать, он чувствует своё поражение. Заберёт он или нет эту фигуру, значения не имеет – ферзю уже ничто не помешает его достать. И потому когда он видит Грина с приставленными пальцами к виску – это тот самый момент в шахматах, когда вы понимаете, что проиграли и добровольно кладёте короля на бок. Именно это и делает Мака, спуская курок. Элегантное завершение грандиозной шахматной партии, организованной маэстро Гаем Ричи. И в сравнении с этим фильмом, мне кажется, все остальные его работы просто меркнут. Режиссёр и сам признался, что на создание того же "Большого куша" он потратил 3 месяца, а на "Револьвер" – 3 года. Великолепное кино! Пиши, что думаешь, ставь лайк и подпишись на канал, чтобы умного кино снимали больше!