Найти тему

И что же нам теперь делать, товалися Алессея ?

(из книги "Четверть века")

Дипломатия – женщина капризная, строгая и взыскательная. Она не терпит к себе легкомысленного отношения, не прощает ни малейших просчётов и ошибок и поэтому она – изощрённо мстительная. Но если ты ей беззаветно предан, если вкладываешь в неё всю свою душу, весь свой опыт умение и талант, постоянно грезишь ей, то однажды вдруг наступает тот самый волшебный и упоительный момент взаимного наслаждения.

Поэтому среди дипломатов ходят различные присказки и прибаутки, словно инструкции на каждый день. Одна из них довольно-таки смешная, но точно отражающая суть нашей профессии: «Чем больше бумажек у дипломата, тем чище его (извините) попа». И вот вам, уважаемые читатели, наглядная тому история из недавнего прошлого. Было это в конце августа 2007 года. Вот представьте себе.

Тёплое питерское утро остывающего лета. Над полусонной Невой висит прощальная летняя дымка, такая густая, что на вкрутую сваренный в ней желток солнца можно смотреть даже не щурясь. Город уже проснулся. Он деловито и монотонно шумит над набережными, над мостами, над всей Невой. Вдоль гранитной набережной лейтенанта Шмидта как-то лениво пролетают маленькие чайки, временами вяло попискивая. Иногда, завидев зазевавшуюся у поверхности воды рыбёшку, они то и дело пикируют в воду за добычей. На черных причальных кнехтах и палах сидят грузные наглые бакланы и изо всех сил стараются перекрасить чёрные блестящие причальные сооружения своим белым… И каждый раз, когда неудачливая чайка промахивается и поднимается от воды с пустым клювиком, бакланы громко гогочут над ней, оглашая своим хамством близлежащие окрестности. Интеллигентная чайка только снисходительно пискнет им в ответ: «Ну и что!» и летит дальше прочь от желтоклювых злопыхателей.

В протоке между гранитной набережной и плавпричалом длинные зелёные водоросли монотонно покачиваются из стороны в сторону от речного течения. И вдруг появляется такое ощущение, что где-то там - в тёмной глубине – зеленоглазые русалки широкими перламутровыми гребешками расчёсывают свои непослушные локоны. Становится так хорошо и даже сладко, что хочется снять с головы фуражку, кинуть их бакланам (чтобы в неё полную нагадили), сбросить с себя чёрную тужурку и окунуться в прохладную глубь невской воды, чтобы запутаться в зелёных локонах русалки, попасть в её объятия и позволить ей надругаться над собой - так ласково и так небрежно…

Но рядом стоит военный атташе из Китая и весь его вид сразу сводит на нет всякую лирику. Он напряжён, сосредоточен и неприлично задумчив. И есть от чего.

Опять небольшое отступление. Приоткрою завесу процедуры планирования визита. Сначала на высшем государственном уровне достигается принципиальная договорённость о визите. Потом в МИД поступает вербальная нота о желании одной страны направить в другую свой корабль. В этой ноте указываются период планируемого визита, наименование корабля с его размерениями (длина, ширина, осадка) и количество экипажа на корабле. Из МИДа в штаб флота или военно-морской базы поступает телеграмма с просьбой «рассмотреть возможность захода иностранного корабля в порт с указанными размерениями».

И вот тут-то с нашими китайскими друзьями-товарищами и начинается самое интересное. Решил Китай отправить к нам в Петербург два больших корабля - ракетный эсминец «Гуаньчжоу» и судно обеспечения «Вэй Шаньху».

эсминец "Гуаньчжоу" ВМС Китая
эсминец "Гуаньчжоу" ВМС Китая

Эсминец со своими габаритами легко может войти в Неву и стать у причала, а вот судно обеспечения имеет слишком большую осадку для прохода морским каналом и которая составляет более 10 метров, и поэтому просто физически оно не может войти в Петербург. Ибо по морскому каналу разрешён проход судов с максимальной осадкой только 9 с половиной метров. Об этом незамедлительно и была составлена ответная телеграмма.

судно обеспечения "Вэй Шаньху" ВМС Китая
судно обеспечения "Вэй Шаньху" ВМС Китая

Спустя пару дней приходит новая телеграмма, что по уточнённым данным осадка судна «Вэй Шаньху» составляет уже 8,9 метра, поэтому надо всё-таки предусмотреть заход судна в Санкт-Петербург с новыми размерениями. В ответ была отправлена телеграмма, что всю ответственность за представленные недостоверные данные будет нести китайская сторона, но наша Ленинградская база готова принять эти корабли уже с изменёнными параметрами. То есть команда «Пли!» прошла и торпеды, условно говоря, вышли.

Недели подготовки к официальному визиту пролетели незаметно, ибо до предполагаемого визита китайцев, к нам в Питер заходили и другие иностранные корабли, которые тоже требовали к себе повышенного внимания и дипломатического этикета.. И вот за три дня до прибытия кораблей, которые уже прошли три океана и обогнули два континента (шли вокруг Африки, а не Суэцким каналом) теперь находились в южной части Балтийского моря, в одном из помещений морского вокзала в 10 утра состоялась встреча с военными дипломатами из Китая. На этой встрече обсуждались все нюансы официального визита, особенности постановки кораблей у причала, а также культурная программа для экипажей обоих кораблей. Всё шло как по маслу. Со всеми нашими предложениями и условиями китайская сторона безоговорочно соглашалась.

Невероятно! Никогда прежде такого не было. Но вот опыт, поскрёбывая своими острыми кошачьими коготками в моей душе, уже тревожно нашёптывал: «Если всё идёт гладко с самого начала, то ты либо что-то не заметил, либо под занавес неминуем какой-то жуткий подвох». И это правило, увы, сработало. Да ещё как!!!

Мы уже вставали из-за стола, когда я, пожимая руку своему коллеге, с облегчением произнёс: «Это хорошо, что у Вашего «Вэй Шаньху» осадка всего 9 метров. А то мы не смогли бы его поставить первым бортом к причалу. Там глубина всего 9 с половиной метра. А если его поставить снаружи - к борту эсминца, то от возможного ветра и течения судно неминуемо раздавило бы ваш эсминец, как яичную скорлупу. Ведь судно обеспечения гораздо больше эсминца».

И тут у моего китайского коллеги глаза стали вдруг округляться и стали похожи на глаза бешеной селёдки.

- Как это - 9 метров? – испуганно спросил он, - мы же указывали Вам осадку в 10,1 метра!

- Вначале было так, но потом – после нашего отказа – Вы сообщили, что судно имеет осадку 8,9 метра.

- Не было такого…

Таак! Начинается самое интересное! Начинаем играть в КВН и «Что? Где? Когда?»

- Как это не было? Товарищи, позвольте, - процитировал я известного одноглазого шахматиста-любителя из «12 стульев», - у меня все ходы записаны! И этими словами я пасом фокусника-факира достал из своей походной кожаной папки ксерокопии всей нашей многонедельной интенсивной переписки. Мы разложили на столе пасьянс из моих телеграмм и телеграмм моего китайского коллеги и стали внимательно их изучать. Причём с этого момента наше общение стало походить на игру в подкидного дурака. На его телеграмму, я отвечал своей. Использованные мы откладывали в сторону – бита. Но в отличие от «подкидного» у нас выигравшим считается тот, у кого бумажек окажется больше, а аргументы - убедительнее… Я выиграл!

- И что же нам теперь делать, товалися Алессея? (это они так меня «товарищем Алексеем» величали…)

- А ничего. Эсминец спокойно заходит в город, а судно остаётся на Кронштадтском рейде.

- Но это же невозможно!!!

- А что вы предлагаете? Я же написал в своей последней телеграмме, что за недостоверную информацию всю ответственность будете нести Вы и только Вы.

- А если обойти Кронштадт с другой стороны – не по каналу?..

- Дорогой мой товарищ, морской канал специально был создан и углублён для прохода больших кораблей, а в остальных местах – сплошные отмели. Там воды – по пояс и даже – по колено в некоторых местах!

И переговоры возобновились вновь, которые затянулись на несколько часов. Пришлось даже у сотрудников морвокзала выпросить навигационную карту с указанием глубин вокруг канала, и показать их китайцам.

Та самая навигационная карта с морским каналом Санкт-Петербурга. Голубым цветом обозначены глубины менее 5 метров...
Та самая навигационная карта с морским каналом Санкт-Петербурга. Голубым цветом обозначены глубины менее 5 метров...

Но китайские товарищи с маниакальной настойчивостью всё старались завести своё судно в Петербург различными обходными путями. Несколько позже пришлось связаться с с Администрацией морского порта – думали, может где-нибудь в грузовом порту поставить китайцев (всяко лучше, чем болтаться на якорь-цепи в пяти часах хода от города). Но этот вариант тоже был провальным. К вечеру даже связались с командиром судна и спрашивали его, каким образом можно уменьшить осадку. Только сливом всех запасов воды, мазута и избавлением от прочего имущества и вооружения. И то, судно всё равно будет иметь осадку 9 с половиной метров, что не позволит ему пройти морским каналом в город. Пардон за интимные подробности, но на входе в Питер есть одно местечко, где максимальная глубина канала составляет всего 9, 4 метра.

И вот часам к восьми вечера переговоры были безрезультатно закончены и уставшие китайские коллеги пригласили меня, тоже немного притомившегося, отужинать в их ресторане, который находился где-то за гостиницей «Московская» у моста Александра Невского. Там было тепло и уютно, а ужин был сытный и обильный. От настойчивых предложений отведать спиртного пришлось решительно отказываться, мол за рулём я, да и работы ещё невпроворот. И вот, когда ужин закончился, мы с атташе вышли на свежий воздух покурить и перевести дух. Мой коллега по дипломатическому цеху терпеливо дождался, пока я раскурю свою трубку, и преданно заглядывая мне в глаза, заискивающим тоном спросил:

- Товалися Алессея, тебе ужин понлавился?

- Очень понравился! Вкусно, большое спасибо.

- Ну а тепель судно сможет войти в Санкт-Петербульг?...

Я аж поперхнулся дымом: «Всю обедню испортил»...

Кое-как отдышавшись, я молча достал из своей папки сложенную навигационную карту с подходами к порту Санкт-Петербург и вручил своему непонятливому коллеге. Бери и изучай! На том и расстались. Самому же мне пришлось возвратиться в Адмиралтейство в кабинет и уже оттуда до полуночи звонить и согласовывать, уточнять и заверять, просить и убеждать. Рано утром мне позвонили из Москвы. До них уже долетели тревожные вести о несчастном судне обеспечения, которое было обречено остаться на внешнем кронштадтском рейде в районе якорной стоянки.

Навигационная карта с внешним Кронштадтским рейдом и Кронштадтским корабельным фарватером.
Навигационная карта с внешним Кронштадтским рейдом и Кронштадтским корабельным фарватером.

- Алексей Евгеньевич, - деликатно начал мой столичный начальник, - так бросать ребят нельзя на произвол судьбы. Они же три океана прошли, чтобы своими глазами увидеть Санкт-Петербург…

- Я знаю, и поэтому за ночь уже решил эту проблему. Всё уже подготовлено, и теперь вопрос только за согласием китайской стороны.

- Вот и отлично! При первой же возможности жду победной реляции с подробным отчётом о переговорах.

На том и порешили. После утренней встречи с невыспавшейся китайской делегацией мы пришли к единственному возможному решению, что экипаж судна обеспечения будут возить в Санкт-Петербург нашим большим пассажирским катамараном «Сапфир»…

Катамаран Сапфир на стоянке у причала набережной Макарова (Малая Нева). Фото сделано с Тучкова моста.
Катамаран Сапфир на стоянке у причала набережной Макарова (Малая Нева). Фото сделано с Тучкова моста.

... и ничего, что путь в одну сторону будет составлять пять часов, зато все моряки смогут посетить наш город.

И вот теперь на причале, кроме прочих официальных лиц, швартовой команды и духового оркестра, стояли два военных дипломата. Одному просто хотелось в Неву - освежиться после долгой бессонной ночи, а другому тоже просто хотелось в Неву, но только не выныривать оттуда уже никогда…

 Эсминец "Гуаньчжоу" у причала набережной Лейтенанта Шмидта.
Эсминец "Гуаньчжоу" у причала набережной Лейтенанта Шмидта.

И вот большой светло-серый (ну почти белый) ракетный эсминец ВМС Китая с бортовым номером 168 не спеша показался из-за поворота Большой Невы и в сопровождении двух рейдовых буксиров в едва гудящей тишине медленно приближался к набережной Лейтенанта Шмидта.

Но это уже совсем другая история, которую я Вам обязательно поведаю в следующий раз. За сим, дорогие мои друзья, позвольте откланяться. Честь имею.

© Алексей Сафронкин 2021

Другие истории из книги «ЧЕТВЕРТЬ ВЕКА» Вы найдёте здесь.

Если Вам понравилась история, то подписывайтесь на канал, и не забывайте ставить лайки и делиться ссылкой с друзьями.

Описание всех книг канала находится здесь.

Примечание: текст в публикации является интеллектуальной собственностью автора (ст.1229 ГК РФ). Любое копирование, перепечатка или размещение в любых соцсетях этого текста разрешены с личного согласия автора.