Найти тему

C-390 Millennium: мировой успех

Оглавление

Сегодня - заключительная часть моего материала о новейшем военно-транспортном самолете С-390 Millennium, созданном специалистами бразильской компании Embraer (произносится как "Эмбраер").

В нем я расскажу о так и несостоявшемся партнерстве бразильских авиастроителей с их американскими коллегами, а также о том достаточно весомом успехе, который сопутствовал в последние годы этой машине.

КС-390 в полете (Фото Sgt Batista / Forca Aerea Brasileira / CC BY-NC-SA 2.0 / официальный аккаунт ВВС Бразилии в Flickr)
КС-390 в полете (Фото Sgt Batista / Forca Aerea Brasileira / CC BY-NC-SA 2.0 / официальный аккаунт ВВС Бразилии в Flickr)

Сложное партнерство

Отдельно стоит упомянуть об идее совместной реализации программы КС-390 с американским концерном Boeing.

В октябре 2019 года представителями бразильской компании было объявлено о том, что в рамках стратегического партнерства Embraer и Boeing создадут два совместных предприятия (СП):

  • одно по выпуску пассажирских региональных авиалайнеров,
  • второе – по совместному продвижению военно-транспортного самолета КС-390 на международном рынке.

В последнем случае бразильская компания должна была получить в СП долю в 51%, американская – 49%.

А уже в ноябре 2019 года, в рамках международного авиакосмического салона в Дубае обе компании не только объявили о создании такого СП, названного Boeing Embraer – Defense, но и анонсировали ребрендинг самого самолета, который отныне получил имя С-390 Millennium.

Судя по всему, исчезновение литеры «К» из названия должно было свидетельствовать о том, что версия заправщика более не является базовой. Хотя такая модификация никуда не делась, а потому заказчики могут при желании заказать себе именно КС-390.

«Название нашего совместного предприятия отражает высокий уровень партнерства между Embraer и Boeing, которое позволит повысить глобальную конкурентоспособность этого замечательного самолета и расширить границы рынка (сбыта), благодаря чему ценность программы С-390 существенно возрастет, а мы сможем предложить лучший выбор нашим будущим заказчикам», – подчеркивал в этой связи президент и главный исполнительный директор Embraer Defense & Security Джексон Шнайдер.
Отправка гуманитарного груза в Бейрут (Ливан) на самолете КС-390 бразильских ВВС. 12 августа 2020 г. (Фото Clauber Cleber Caetano/PR из официального аккаунта президента Бразилии в Flickr / CC BY 2.0)
Отправка гуманитарного груза в Бейрут (Ливан) на самолете КС-390 бразильских ВВС. 12 августа 2020 г. (Фото Clauber Cleber Caetano/PR из официального аккаунта президента Бразилии в Flickr / CC BY 2.0)

Однако, здесь, как и в случае с совместным бразильско-американским сотрудничеством в области выпуска коммерческих региональных авиалайнеров, ситуация в конечном итоге оказалась не такой радужной, какой она, видимо, казалась обеим сторонам первоначально.

В итоге 25 апреля 2020 года компания Boeing объявила о том, что выходит из сделки с Embraer по сегменту региональных авиалайнеров.

В пресс-релизе американской компании указывалось: в соответствии с положениями соглашения MTA (Master Transaction Agreement), «24 апреля 2020 года являлось последней датой возможного расторжения соглашения, которая могла быть продлена одной из сторон, если будут выполнены определенные условия. Boeing воспользовался своими правами на расторжение соглашения после того, как Embraer не выполнил необходимые условия».

При этом отмечалось, что данное соглашение было одобрено всеми необходимыми регуляторами, исключая Еврокомиссию.

В то же время в пресс-релизе Boeing указывалось, что обе компании продолжат работу в рамках подписанного в 2012 году и расширенного в 2016 году соглашения о сотрудничестве по C-390 Millennium.

Однако бразильская компания в тот же день опубликовала свой пресс-релиз, изложив собственное видение сложившейся ситуации.

По мнению Embraer, американская компания неправомерно расторгла соглашение, представив «ложные заявления в качестве предлога, чтобы попытаться уклониться от своих обязательств по закрытию сделки и выплате Embraer покупной цены в размере 4,2 млрд долларов США».

При этом бразильская сторона обвинила американскую компанию в том, что это именно она «систематически задерживала и неоднократно нарушала MTA вследствие нежелания завершить транзакцию в связи с собственным финансовым положением, проблемами с 737 MAX, а также рядом других проблем, связанных с бизнесом и репутацией компании».

Также отмечалось, что, как считает Embraer, она «полностью выполняла свои обязательства в рамках MTA и удовлетворила все условия, которые необходимо было выполнить к 24 апреля 2020 года».

И, наконец, в годовом отчете Embraer за 2019 год было уже указано, что «Boeing расторг соглашение о взносах…, которое предусматривало создание совместного предприятия для многоцелевого транспортного самолета C-390 Millennium».

Это также было признано бразильцами неправомерным.

Таким образом, исходя из имеющейся информации, можно сделать вывод о том, что и проект партнерства Embraer и Boeing по совместному продвижению самолета С-390 на мировом рынке тоже закрыт.

Впрочем, бразильские авиастроители, судя по всему, от этого не в большом убытке, поскольку интерес к их машине в последнее время фактически стремительно возрастает.

КС-390, вид сзади (Фото Sgt Johnson / Forca Aerea Brasileira / CC BY-NC-SA 2.0 / официальный аккаунт ВВС Бразилии в Flickr)
КС-390, вид сзади (Фото Sgt Johnson / Forca Aerea Brasileira / CC BY-NC-SA 2.0 / официальный аккаунт ВВС Бразилии в Flickr)

Продолжение поставок

В отчетных документах Embraer по итогам работы за 1-й квартал 2020 года указывалось, что бразильское правительство с марта 2020 года использует полученные ВВС самолеты КС-390 для перевозки грузов, медоборудования и медикаментов «в ряд районов Бразилии» в рамках борьбы с распространением коронавирусной инфекции COVID-2019.

Замечу здесь, что вторая машина с серийным номером 390 00005 и регистрационным FAB2854 была облетана 14 ноября 2019 года и передана заказчику 13 декабря 2019 года.

А в августе 2020 года один из КС-390 бразильских ВВС также привлекался к гуманитарной операции в Ливане, где возникла тяжелая ситуация после мощных взрывов в порту Бейрута.

Кроме того, в презентации указывалось, что на тот момент в производстве находилось пять самолетов для бразильского заказчика, два из которых планировалось поставить в течение 2020 года, и один самолет – для ВВС Португалии (об этом контракте говорилось в предыдущей части).

В пресс-релизе также подчеркивалось, что два поставленных ранее ВВС Бразилии самолета используются для подготовки летного и технического персонала, которым придется эксплуатировать в будущем весь флот «Миллениумов».

При этом сообщалось, что в течение 1-го квартала 2020 года учебная программа перешла на этап «авиационной логистической контролируемой подготовки».

В рамках последнего бразильские летчики и техники отрабатывали на самолетах действия в рамках реалистичных сценариев, соответствующих тем задачам, которые им придется решать в будущем.

КС-390 (Фото Sgt Batista / Forca Aerea Brasileira / CC BY-NC-SA 2.0 / официальный аккаунт ВВС Бразилии в Flickr)
КС-390 (Фото Sgt Batista / Forca Aerea Brasileira / CC BY-NC-SA 2.0 / официальный аккаунт ВВС Бразилии в Flickr)

В свою очередь в презентации к докладу по итогам работы компании за 2-й квартал 2020 года указывалось, что ВВС Бразилии поставлен 3-й по счету самолет КС-390 (это самолет с серийным номером 390 00006 и регистрационным FAB2855, который был облетан 13 мая 2020 года и передан заказчику 27 июня 2020 года).

При этом на тот момент в постройке находились еще четыре машины для ВВС Бразилии, одна из которых должна быть передана заказчику до конца 2020 года, и один самолет для ВВС Португалии.

Кроме того, отмечалось, что работы по португальскому варианту военно-транспортного самолета С-390 Millennium «перешли на этап предварительной оценки проекта».

Наконец, в презентации к докладу по результатам работы компании Embraer за 3-й квартал 2020 года отмечалось, что в постройке находятся шесть самолетов для бразильского и португальского заказчиков (соответственно пять и один самолет), из которых один будет поставлен бразильским военным до конца года.

При этом в пресс-релизе отмечалось, что этап критической оценки проекта самолета для португальских ВВС планируется пройти в конце 2020 года (он был успешно пройден в конце октября 2020 года).

В декабре 2020 года был поставлен очередной, уже четвертый по счету, самолет для бразильских ВВС (серийный номер предположительно 390 00007, регистрационный FAB2856). Он был облетан предположительно 21 октября 2020 года, а поставлен 19 декабря 2020 года.

«Мы очень довольны поставкой четвертого C-390 Millennium бразильским ВВС, поскольку этот самолет сыграл чрезвычайно важную роль в ряде гуманитарных операций в Бразилии и даже за рубежом, – отмечает президент и главный исполнительный директор Embraer Defense & Security Джексон Шнайдер. – С-390 зарекомендовал себя как тактический транспортный самолет этого столетия, открывающий новые рынки, что чрезвычайно важно для стратегии Embraer на ближайшие годы».
Четыре КС-390, а на заднем плане - самолеты ДРЛОиУ (Фото Sgt Bianca / Forca Aerea Brasileira / CC BY-NC-SA 2.0 / официальный аккаунт ВВС Бразилии в Flickr)
Четыре КС-390, а на заднем плане - самолеты ДРЛОиУ (Фото Sgt Bianca / Forca Aerea Brasileira / CC BY-NC-SA 2.0 / официальный аккаунт ВВС Бразилии в Flickr)

Новый заказчик

В ноябре 2020 года, компания Embraer подписала еще один твердый контракт, на этот раз с правительством Венгрии, на поставку ее Военно-воздушным силам партии из двух самолетов в варианте военно-транспортного/самолета-заправщика КС-390.

Контрактом также предусматриваются подготовка пилотов и предоставление всех необходимых услуг. Все поставки по контракту планируется осуществить в 2023-2024 годы.

Венгерские ВВС планируют использовать новые самолеты для решения чрезвычайно широкого круга задач:

перевозка личного состава и грузов,

высадка парашютных десантов,

высокоточная выброска грузов,

обеспечение гуманитарных и миротворческих операций,

медицинская эвакуация раненых (причем в этом случае на самолете может устанавливаться специальное медицинское оборудование для проведения интенсивной терапии),

проведение поисково-спасательных операций,

дозаправка других самолетов топливом в полете (в том числе истребителей JAS 39 Gripen, стоящих на вооружении венгерских ВВС).

«Венгрия – вторая страна ЕС и НАТО, которая выбрала С-390 Millennium – обладающий высоким потенциалом самолет, который отличается превосходной работоспособностью за счет не имеющей аналогов комбинации скорости, грузоподъемности и возможности быстрой смены конфигурации для участия в многозадачных операциях», – отметил президент и главный исполнительный директор Embraer Defense & Security Джексон Шнайдер.
КС-390 выполняет дозаправку истребителя F-5EM (Фото ВВС Бразилии / CC BY-NC-SA 2.0 / официальный аккаунт ВВС Бразилии в Flickr)
КС-390 выполняет дозаправку истребителя F-5EM (Фото ВВС Бразилии / CC BY-NC-SA 2.0 / официальный аккаунт ВВС Бразилии в Flickr)

Планы на будущее

В заключение же моего рассказа о новейшем бразильском военно-транспортном самолете отмечу вот что.

Пока Embraer исполняет имеющийся контракт на поставку ВВС страны самолетов КС-390, бразильские военные в декабре 2019 года подписали с ней меморандум о взаимопонимании по вопросу проведения особого исследования на тему необходимости и возможности создания нового военно-транспортного самолета - в более легкой весовой категории.

Это исследование, как указывается в пресс-релизе компании Embraer, «направлено на выявление альтернатив и решений для удовлетворения оперативных потребностей ВВС Бразилии в таких самолетах.

Особенно при действиях в регионе Амазонки и в сложных условиях, включая полеты с грунтовых, коротких и поврежденных взлетно-посадочных полос, расположенных в отдаленных районах».

Вполне возможно, что по результатам этого исследования компания Embraer получит от бразильских военных новый контракт – на создание еще одного военно-транспортного самолета.

Но уже в другой, что называется, весовой категории.

© Видео с официального аккаунта компании Embraer на Youtube

© Видео проверки возможности КС-390 осуществлять передачу топлива в полете с официального аккаунта Embraer на Youtube.

Предыдущие части:

С-390 Millennium: старт программы

С-390 Millennium: первый полет и заграничный дебют

C-390 Millennium идет в войска и набирает заказчиков