Хоть и нет там самоцветов. Их, как и никель, оттуда выгребли с полвека до нас. Теперь на месте турмалиновых месторождений — самый глубокий в области карьер.
На рубеже позапрошлого и прошлого столетий крестьяне нашли на этом месте залежи драгоценных камней. Люди серые, настоящей цены турмалину не знали, поэтому отдавали за бесценок местным перекупам, которые впоследствии гнали его за границу под торговой маркой «Сибирский рубин». Насчет «рубина» они, конечно, загнули, но определенное «ру…» в названии присутствовало — по некоторым данным, из этого карьера добывали разновидность турмалина под названием рубеллит.
Бытует мнение, будто турмалин именно с этого месторождения в 30-х годах прошлого века пошел на украшение звезд башен московского Кремля. Даже если так, то висели камни там недолго: столичные гарь и копоть за пару лет не оставили ни следа от красоты и блеска. Звезды с самоцветами заменили на другие — из рубинового стекла с электрическими лампами внутри и оправой из нержавейки.
Позже самоцветы отошли на второй план, потому что в шестидесятых на этом месте нашли месторождение силикатного никеля, который шел на изготовление жаропрочных сталей и сплавов. В послевоенные годы это было, конечно, существенно важнее. После того как месторождение никеля было выработано, карьер затопили. Получилась практически «Голубая лагуна».
Характерный цвет воды получается из-за содержания в ней остатков никеля и хрома. Хотя оттенки сильно разнятся в зависимости от глубины (она колеблется от 10 до 120 метров), освещения и угла взгляда.
Здесь же по соседству бьет источник радоновых вод, подле которого еще в советские годы была выстроена лечебница для непростых смертных. Но нам не в лечебницу, а чуть в сторону — в сторону Липовского карьера. Для нас ключевой момент — удачное его местоположение и сравнительно хороший подъезд прямо к месту отдыха.
Направлений — два. Первое — по Старотагильскому тракту через Балтым, Красный Адуй и т.д. Дорога узкая, темная и извилистая. Гораздо лучше добраться почти из любой точки Екатеринбурга по ЕКАД до Режевского тракта и пилить по нему. Дорога в большинстве мест со свежим асфальтом, без ж/д-переездов и с массой мест для обгонов.
Несколько десятков километров едем строго прямо. Навигатор 100% поведет кратчайшей дорогой — через Реж, но лучше на въезде в город уйти направо — на объездную. В километраже проиграете, но качество покрытия стократ лучше. Ориентирами в любом случае служат или указатели на Невьянск, или специальные туристические таблички — типа такой:
Еще встретятся указатели на Останино и Липовское — держимся их, помня о подвохе: пусть карьер и называется «Липовский», но в само Липовское нам не надо. Село останется у нас по правую руку, а нам — прямо и налево. Промахнуться сложно: сначала кусок трассы с буграми и ямищами, следом — живописные постапокалиптические руины. От них — налево, в кусты.
Дальше дорога примерно такая — грунтовка, но твердая и в меру укатанная. Посуху проблем не возникает даже у груженых Lacetti с уставшими пружинами:
С направлением не промахнуться: если хочется к воде, то ехать надо вниз. Мы же в карьере. Парковки как таковой не предусмотрено, но есть несколько просторных площадок наверху, в худшем случае придется жаться к отрогам у кромки воды.
Пляжа тоже не предусмотрено, хотя смекалистые коммерсанты и оборудовали одну из площадок под некое подобие зоны отдыха. В любом случае места на склонах карьера немало — есть куда поставить палатку или бросить надувной матрас.
Спусков к воде несколько, но пологий только один. Места для разбега нет: практически сразу, как зайдешь, — обрыв.
Вода плотная, глинистая. Плыть тяжелее, чем в пресной. Но люди, привычные к соленым морям, трудностей не почувствуют.
В самом конце подъездной дорожки есть пологий заход в воду. Это другая крайность в противовес обрыву: идти до приличной глубины придется несколько сот метров.
Вся дорога туда-обратно с учетом уикендного трафика — порядка 220 километров или 4 часа чистого времени в пути. Затруднения могут возникнуть разве что на въездах/выезде из города, в остальном маршрут лайтовый.