Найти в Дзене
pro100 математика

Сфера основы безопасности труда в Российской Федерации

Содержание: 1. История основы безопасности труда 2. Достижения в сфере основы безопасности труда 3. Правовые акты охраны труда 4. Изменения в сфере основы безопасности труда История основы безопасности труда Правовых норм и стандартов по охране труда, защиты прав работников в России в период Петра 1 не существовало, однако многие прогрессивные люди задавались вопросом «Как сделать труд рабочих безопасным?». Одним из первых изучать вопросы безопасности труда стал выдающийся русский ученый М.В. Ломоносов. В его труде «Первые основания металлургии или рудных дел» рассмотрены различные вопросы безопасности и гигиены труда, принципы организации труда и отдыха, надежность различных технических приспособлений и т.д. · В 1734 году, во время правления императрицы Анны Иоанновны, на фабриках был учрежден надзор за условиями труда, который осуществляли комиссары и обер-комиссары. · В 1744 году был издан закон, регулировавший работу на фабриках и заводах и ограничивающий время ночной работы. · В 1
Оглавление

Содержание:

1. История основы безопасности труда

2. Достижения в сфере основы безопасности труда

3. Правовые акты охраны труда

4. Изменения в сфере основы безопасности труда

История основы безопасности труда

Правовых норм и стандартов по охране труда, защиты прав работников в России в период Петра 1 не существовало, однако многие прогрессивные люди задавались вопросом «Как сделать труд рабочих безопасным?». Одним из первых изучать вопросы безопасности труда стал выдающийся русский ученый М.В. Ломоносов. В его труде «Первые основания металлургии или рудных дел» рассмотрены различные вопросы безопасности и гигиены труда, принципы организации труда и отдыха, надежность различных технических приспособлений и т.д.

· В 1734 году, во время правления императрицы Анны Иоанновны, на фабриках был учрежден надзор за условиями труда, который осуществляли комиссары и обер-комиссары.

· В 1744 году был издан закон, регулировавший работу на фабриках и заводах и ограничивающий время ночной работы.

· В 1835 году появилось Положение «Об отношениях между хозяевами фабричных заведений и рабочими людьми», а в 1845 году - Положение «О воспрещении фабрикантам назначать трудовые работы малолетним работникам младше 12 лет». Эти два положения можно назвать первыми нормативными актами, началом будущего трудового законодательства России.

· В это же время была сделана первая попытка проанализировать случаи производственного травматизма.

· В 1859 году в Петербурге была создана комиссия, регулирующая производственные процессы на фабриках и заводах. Тогда же было принято решение об издании свода правил предупреждения увечий на фабриках и заводах для безопасности труда.

· В 1882 г. появился закон, запрещающий допускать к работе детей младше 12 лет. Также был введен 8-часовой рабочий день для подростков 12-15 лет и запрет на ночную работу для подростков младше 15 лет.

· В 1885 году ввели запрет на ночную работу для подростков до 17 лет и для женщин.

· В 1886 появляются новые законодательные акты, вводятся определенные правовые взаимоотношения между предпринимателями и рабочими, регламентируется право наложения штрафов. По правилам, штрафом облагались неправильные приемы работ, и беспричинные прогулы.

· В 1897 году появляется закон «Правила о продолжительности и распределении рабочего времени в заведениях фабрично-заводской промышленности», который вводит ограничение рабочего дня для всех рабочих.

· В 1899 году было создано «главное по фабричным и горнозаводским делам присутствие» при министерстве торговли и промышленности – высший орган управления охраной труда в то время. Издавались специальные санитарные правила для ртутных рудников, работ со свинцом и хромпиком, а также общие санитарные технические постановления.

· После Октябрьской революции в 1917 году был создан народный комиссариат труда, а при нем – отдел охраны труда.

В следующие годы комиссариатом труда был разработан список вредных производств и профессий, изданы общие и специальные постановления о содержании и устройстве предприятий, установлены первые общесоюзные санитарные нормы, нормы искусственного освещения промышленных предприятий, созданы специальные виды инспекций (техническая и санитарная).

Так началось становление охраны труда в России. Развитие охраны труда продолжается и сейчас, охрана труда объединяется с различными отраслями науки, появляются новые стандарты и технологии, проблемы охраны труда приобретают государственный масштаб. Так в октябре 2010 году на заседании Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России президент России Д.А.Медведев подчеркнул, что современной российской экономике нужна стройная и реально действующая система технического регулирования. Именно поэтому необходимо активизировать работу в сфере технического регулирования и определить профильное ведомство, которое будет заниматься вопросами стандартов безопасности производства и охраны труда.

Достижения России

Совершенствование законодательства в сфере охраны труда

С целью изменения подходов к управлению в сфере охраны труда Минтруд России подготовил и внес в Правительство России проект федерального закона, предусматривающий дополнение Трудового кодекса рядом концептуально новых норм.

Главные цели законопроекта – повышение эффективности профилактики производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, усиление динамики сокращения группового, тяжелого и смертельного травматизма, повышение уровня культуры безопасного труда.

Основные изменения и дополнения, предлагаемые законопроектом:

· внедрение базового принципа предупреждения и профилактики, основанного на постоянном выявлении опасностей на рабочих местах, анализе и устранении причин этих опасностей для улучшения условий труда;

· личное участие работников в обеспечении безопасных условий труда на своих рабочих местах;

· введение учета микротравм, полученных работниками, и анализ их причин;

· наделение работодателя правом вести документооборот по вопросам охраны труда в электронной форме;

· изменение подхода к обеспечению работников средствами индивидуальной защиты посредством перехода от списочного принципа обеспечения к обеспечению в зависимости от условий труда на рабочих местах;

· введение запрета на работу в опасных условиях труда;

· внедрение института самостоятельной оценки работодателем соблюдения требований трудового законодательства, которая будет проводиться по заранее сформированному Рострудом перечню вопросов.

Принятие этого законопроекта позволит:

· придать новый импульс улучшению условий труда на рабочих местах;

· сохранить положительную динамику сокращения смертности и травматизма вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

· обеспечить снижение административной нагрузки и бОльшую гибкость для работодателя в построении современной системы управления охраной труда, основанной на систематическом анализе, оценке и снижении существующих профессиональных рисков;

· повысить информированность работников об условиях труда на рабочих местах, о существующих профессиональных рисках,

· о предоставляемых им гарантиях, полагающихся компенсациях и средствах индивидуальной защиты, а также обеспечить вовлеченность работников в обеспечение надлежащих условий труда.

Кроме того, с целью сближения и гармонизации требований охраны труда Российской Федерации с аналогичными нормами экономически развитых стран Российской Федерацией ратифицирована Конвенция МОТ № 167 «О безопасности и гигиене труда в строительстве».

Подпрограмма «Безопасный труд»

Подпрограмма «Безопасный труд» принята в начале 2018 года и реализуется в рамках госпрограммы «Содействие занятости населения».

В рамках подпрограммы «Безопасный труд» предусматривается реализация следующих мероприятий:

· разработка практических инструментов, способствующих работодателям во внедрении превентивного подхода в сфере охраны труда;

· формирование экономических стимулов для работодателей к улучшению условий труда на рабочих местах;

· разработка методического инструментария оценки условий труда работников;

· проведение широкомасштабной общественно-просветительской кампании, направленной на развитие и поддержание ценностей безопасности и сохранения здоровья на протяжении всей жизни.

В рамках реализации подпрограммы будут заложены основы системы непрерывного обучения по охране труда на всем протяжении трудовой деятельности, а также объективного контроля за результатами такого обучения.

Кроме того, в рамках подпрограммы предусмотрена разработка конкретного методического аппарата с целью выявления опасностей, оценки профессиональных рисков и снижения их уровня для наиболее травмоопасных видов экономической деятельности. Разработанные методики будут использоваться работодателями для профилактики травматизма и профзаболеваемости, что будет способствовать снижению экономических издержек и потерь на предприятиях.

Актуализация правил по охране труда

С целью усиления профилактических мер и уменьшения числа производственных травм и профессиональных заболеваний работников Минтруд России проводит активную работу по актуализации действующих правил по охране труда, а также по разработке и изданию новых правил.

В первую очередь это касается правил по охране труда в отраслях, которые признаны наиболее травмоопасными в экономике. Утвержденные правила по охране труда обязательны для всех работодателей независимо от их организационно-правовой формы.

В 2018 году разработаны и актуализированы правила по охране труда в организациях связи, на автомобильном транспорте, при проведении окрасочных работ.

Разработка правил ведется с учетом конвенций Международной организации труда, ратифицированных Российской Федерацией, а также лучших мировых практик.

Также в 2018 году Минтруд России утвердил Типовые нормы выдачи специальной одежды работникам, занятым на геологических работах, в промышленности строительных материалов и в легкой промышленности.

Рассмотрим статистику за 2018 год:

В 2018 году сохраняется устойчивая тенденция к снижению уровня производственного травматизма. Количество несчастных случаев с тяжелыми последствиями (групповые, с тяжелым и смертельным исходом) снизилось: за 11 месяцев 2018 года произошло 4 479 несчастных случаев с тяжелыми последствиями, что на 3 % ниже, чем за аналогичный период 2017 года (4 614 случаев).

В 2018 году также отмечается уменьшение количества погибших на производстве: за 11 месяцев 2018 года погибло работников на 2 % меньше, чем за аналогичный период 2017 года (1 158 и 1 186 человек соответственно).

Количество погибших традиционно остается наиболее высоким по сравнению с другими видами экономической деятельности в строительстве, обрабатывающих производствах, сельском и лесном хозяйстве, в сфере транспорта, добыче полезных ископаемых.

Правовые акты охраны труда в России

Государственные нормативные требования охраны труда содержатся во множестве законодательных актов РФ. Они подлежат применению для всех компаний независимо от формы собственности и численности коллектива. Уклонение от их применения, игнорирование существующих норм приведет к штрафным санкциям. Размер штрафов определяется исходя из тяжести последствий допущенного нарушения. "Компаниям-рецидивистам" же грозит ответственность в увеличенном масштабе. Величину штрафов устанавливает ст. 5.27.1 КоАП РФ.

Нормативные акты по охране труда делятся на акты федерального и муниципального уровня. На федеральном уровне действуют: кодексы; федеральные законы; постановления, приказы, СНиПы, СаНПины, ГОСТы; другие акты, описывающие требования к ОТ на предприятиях, а также отраслевые и межотраслевые соглашения. Издавать нормативные правовые акты имеют право как субъекты РФ, так и муниципальные образования. Они не должны противоречить федеральному законодательству.

Основные документы по охране труда В список нормативных документов по охране труда входит Трудовой кодекс РФ. Данной теме отведен Раздел 10. Он включает статьи с 209 по 231. ТК не только содержит требования к работодателю, но и создает законодательную основу для обеспечения защиты прав трудящихся.

10 раздел ТК РФ состоит из 4 глав (33-36). Понятие "охрана труда" в Трудовом кодексе РФ содержится в главе 33, где также разъясняются основные термины, направления государственной политики по ОТ. Меры государственной политики в рассматриваемой области направлены, прежде всего, на сохранение жизни и здоровья граждан. Эта цель достигается, в частности, путем установления нормативов и требований к системе ОТ на предприятии. Подробное их описание приводится в главе 34 ТК РФ.

Государственными нормативными требованиями охраны труда устанавливаются органы, которые могут производить контроль выполнения требований безопасности. В частности, в главе 35 ТК РФ определяется право Правительства РФ производить контроль своими силами или путем делегирования полномочий другим структурам. Немаловажную роль играет так называемый "самоконтроль", то есть проведение оценочных мероприятий по ОТ внутри компании своими силами.

Законодательное совершенствование Последняя глава устанавливает права и гарантии для сотрудников предприятия. Прописаны компенсации, на которые может рассчитывать гражданин, если его условия труда отклоняются от нормальных, подробно приводятся действия нанимателя при несчастных случаях.

Система нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда

Основная задача нормативных правовых актов об охране труда – установление правил, процедур, критериев и нормативов, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

Государственные нормативные требования охраны труда, содержатся:

1. в федеральных законах;

2. иных нормативных правовых актах Российской Федерации;

3. в законах субъектов Российской Федерации;

4. иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации,

27 декабря 2010 года Правительство РФ приняло постановление № 1160 «Об утверждении Положения о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда».

В данном Постановлении установлена система подзаконных нормативных правовых актов (НПА), содержащих государственные нормативные требования охраны труда. В данную систему входят следующие виды НПА:

1. стандарты безопасности труда;

2. правила и типовые инструкции по охране труда;

3. государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (санитарные правила и нормы, санитарные нормы, санитарные правила и гигиенические нормативы, устанавливающие требования к факторам рабочей среды и трудового процесса) (далее также - акты, содержащие требования охраны труда).

Внесение изменений в акты, содержащие требования охраны труда, осуществляется Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации:

1. при изменении законодательства Российской Федерации об охране труда;

2. по результатам комплексных исследований состояния и причин производственного травматизма и профессиональных заболеваний;

3. по результатам изучения российского и международного опыта работы по улучшению условий труда;

4. на основании анализа результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, результатов внедрения новой техники и технологий;

5. по предложениям (с обоснованием) федеральных органов исполнительной власти и (или) органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в том числе о гармонизации актов, содержащих требования охраны труда, с нормами международного права в области охраны труда.

Государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда

Изменение в области охраны труда в России

Ежегодно Правительство вводит новые поправки и изменения в различные законы. Трудовой кодекс также не остается в стороне.

В 2020 году появилось 7 важнейших изменений в обеспечение охраны труда:

· Новый порядок спецоценки

· Какие условия труда окажутся под запретом

· Новые требования к специалисту по охране труда

· Как изменится порядок расследования несчастных случаев

· Как будет изменен порядок медосмотра

· Оценка рисков станет обязательной на этапе ввода производства

· Станет обязательным ведение реестра НПА, которые содержат требования охраны труда

Новый порядок спецоценки

В настоящее время на рассмотрении в Госдуме находится законопроект № 769142-7

О внесении изменений в Федеральный закон «О специальной оценке условий труда». По мнению экспертов, его примут уже в ближайшее время. Что нужно знать об изменениях?

Спецоценку в 2020 году будут считать завершенной только после выгрузки данных во ФГИС, а не после утверждения отчета председателем комиссии, как сейчас. Изменения в законе «О специальной оценке условий труда» обязует работодателя требовать от экспертной организации подтвердить размещение сведений о проведенной спецоценке во ФГИС.

Таким образом, Роструд делегирует свои функции по контролю загрузки данных о спецоценке на работодателя, оставляя за собой контроль за исполнением работодателем и экспертной организации обязанности по загрузке отчета о спецоценке в информационную систему.
Для этой цели введут обязанность экспертной организации информировать работодателя о том, что отчет загружен, ему присвоен уникальный номер, и написать об этом письмо с подтверждением.

Организация, проводящая специальную оценку условий труда, обязана будет в течение трех рабочих дней с даты передачи в информационную систему учета указанных сведений, уведомить работодателя о такой передаче в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью, либо на бумажном носителе в виде почтового отправления с уведомлением о вручении.

Таким образом, в 2020 году СОУТ будут проводить по-новому. Если отчет о ее проведении не будет выгружен во ФГИС, ее не будут считать проведенной вообще. Это означает, что работодателю нужно осуществлять строгий отбор экспертной организации, и внести в договор оказания услуг указание, что оплата за проведенную спецоценку будет произведена только после получения отчета о загрузке данных во ФГИС, и не ранее.

Какие условия труда окажутся под запретом

Еще одно изменение может коснуться предприятий с опасными условиями труда. Если по результатам спецоценки на рабочем месте установят IV класс, то деятельность работодателя приостановят. Именно так указано в проекте Х раздела ТК РФ.

Чтобы возобновить работу предприятия, работодателю нужно будет утвердить план по улучшению условий и охраны труда, а также провести внеплановую СОУТ.

На время приостановки сотрудников, занятым на таких рабочих местах придется перевестись на другое рабочее место. Необходимо сохранить за ними среднюю заработную плату.

Новые требования к специалисту по охране труда

Как только вступит в силу обновленный Х раздел Трудового кодекса РФ, должность специалиста по охране труда станет обязательной, если на предприятии численность работников составляет более 100 человек. Если в компании меньше 100 сотрудников и нет специалиста по охране труда, то функции по охране труда сможет выполнять:

Ø руководитель организации или предприниматель;

Ø уполномоченный работодателем сотрудник предприятия;

Ø предприниматель или организация по гражданско-правовому договору.

Напомним, что в настоящее время должность специалиста по ОТ нужно вводить, если в компании 50 и более работающих.

Введение новшеств в Х раздел ТК РФ не означает, что специалиста по охране труда необходимо уволить, если организация маленькая. Работы у специалиста по охране труда только прибавится.

Обратите внимание! Заключить договор на оказание услуг по охране труда можно будет только с аккредитованной компанией, которая включена в спецреестр Минтруда.

Как изменится порядок расследования несчастных случаев

Вступление в силу новой редакции Трудового кодекса РФ ориентировочно во второй половине 2020 года повлечет за собой изменения в порядке расследования несчастных случаев на производстве.

Помимо несчастных случаев и профзаболеваний, появится такое понятие как микроповреждения (микротравмы). Работодатель будет обязан учитывать их, проводить расследование, анализировать обстоятельства их возникновения и причины, по которым такие повреждения стали возможными.

Микротравмы в большинстве случаев возникают по причине нарушения требований охраны труда, требований к организации рабочих мест и трудового процесса. Они часто становятся предвестниками более серьезных повреждений здоровья работников (несчастных случаев или профессиональных заболеваний).

В законопроекте предложено ввести учет и рассмотрение таких случаев. Действующее законодательство не устанавливает обязанность работодателя принимать какие-либо меры в случае получения работниками микроповреждений. Расследуют только те повреждения, которые привели к утрате трудоспособности.

Как только законопроект примут, от работодателя потребуется провести оценку всех профрисков, проверить, как в инструкции по охране труда прописаны меры безопасности работника при выполнении ими любых манипуляций, которые чреваты опасностью микротравм.

Например, в медицинской организации персонал получает микротравмы чаще всего из-за собственных нарушений санитарного режима, поспешности действий. Каждый случай микротравмы работодателю необходимо будет не только зарегистрировать, но и расследовать. Как конкретно проводить такое расследование микротравм, будет известно ближе ко второй половине 2020 года, когда Минтруд утвердит и зарегистрирует соответствующий нормативный правовой акт.

Как будет изменен порядок медосмотра

Минздравосцразвития разработал законопроект об изменении Приказа Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования)». На данный момент законопроект находится на сайте проектов нормативных правовых актов.

Какие изменения ждут компании, если проект официально вступит в силу? В частности, ведомство планирует отменить паспорт здоровья. Кроме этого, будет разработан механизм передачи медицинских заключений работодателю. В настоящее время он не прописан — в действующем Приказе № 302н указано, что заключение выдается на руки работнику, что подразумевает хранение его у самого работника, и не обязывает передавать результаты медосмотра своему работодателю. Но в этом случае нарушается обязанность работодателя не допускать к труду лиц, имеющих медицинские противопоказания.

При этом в медицинском заключении не будут указаны сведения, которые относятся к врачебной тайне. Работодателю будет доступна информация только о том, имеет ли работник ограничения к труду.

Очень важное изменение касается и возможности направлять работников на внеочередной медосмотр после длительного больничного у работника. Раньше такой возможности у работодателя не было, и некоторые сотрудники злоупотребляли этим. Так что все грядущие изменения в приказ являются для работодателей позитивными.

Еще одно изменение — передача одного экземпляра заключительного акта в ФСС, в том случае, если планируется возмещение затрат на предупредительные меры за счет страховых взносов, уплаченных на страхование от производственного травматизма.

Оценка рисков станет обязательной на этапе ввода производства

214 статья новой редакции раздела Х ТК РФ вводит новый термин — комплексная оценка технического и организационного уровня рабочего места, а также оценка факторов производственной среды и трудового процесса, которые могут вызвать повреждения здоровья работников.

Эта оценка будет включать в себя определение профессиональных рисков перед вводом в эксплуатацию производственных объектов, специальную оценку условий труда, и постоянную оценку и анализ производственных рисков на всех этапах производства товаров, работ и услуг.

В настоящее время оценка рисков предприятия является обязательной процедурой, поскольку упоминается в 212 статье ТК РФ, но ее юридический и методический механизмы до сих пор не прописаны в нормативно-правовом акте. Будем надеяться, что и этот пробел будет заполнен к началу действия обновленной редакции Трудового Кодекса РФ.

Станет обязательным ведение реестра НПА, которые содержат требования охраны труда

С вступлением в силу Х раздела Трудового кодекса РФ становится обязательным ведение работодателем реестра (перечня) нормативных правовых актов. Для доступа работников предприятия к этим нормативным актам, руководитель компании может использовать не только бумажные версии, но и электронные базы данных.

В нынешней редакции ТК РФ требуется иметь в наличии комплект нормативно-правовых актов. Таким образом становится очевидным, что иметь бумажный комплект НПА в будущем станет не обязательно, как сейчас, если работникам будет

обеспечен доступ к электронной базе данных.

Поэтому, когда Х раздел Трудового кодекса вступит в силу, работодатель должен выбрать — размещать эти нормативные правовые акты на своем корпоративном портале или установить компьютер с электронной базой данной документов по охране труда для ознакомления каждого работника.

Что включить в перечень нормативных правовых актов:

· Трудовой Кодекс РФ,

· правила по охране труда, касающиеся деятельности предприятия,

· нормы выдачи средств индивидуальной защиты,

· нормы выдачи смывающих и обезвреживающих средств,

· порядок проведения обязательного психиатрического освидетельствования, предварительного и периодического медосмотров

· санитарные нормы и правила

· порядок проведения спецоценки

· технические регламенты таможенного союза и другие документы, на которых будете ссылаться в своих локальных нормативных актах и т. п.