Найти в Дзене
Папа в море

Взаимоотношения моряков на судне. Субординация офицеров и рядовых

Взаимоотношения между офицерами на судне, или как наладить правильные служебные связи

Моя служба на море запомнилась разными вещами. Здесь я нашел новых друзей, получил немалый жизненный опыт, а также научился правильно общаться с людьми, выстраивать с ними отношения, понимать, что является важным, а что можно с уверенностью назвать вторичным.

Сам я не придерживаюсь мнения о том, что требуется "гнобить" новых и зеленых моряков или же заставлять жестко выполнять свою работу. Если человек, который пришел на судно без достаточного жизненного опыта, здесь ему явно придется его набирать. Но это не большая проблема, но как и везде, если человек не умеет наладить свою профессиональную деятельность, то и на судне, в суровом мужском коллективе делать нечего.

Мои отношения с капитаном на танкере складывались как сугубо официальные. Я обращался к нему по имени отчеству, общение наше носило сугубо деловой характер. Николай Петрович не допускал фамильярности, поэтому я относился к нему вполне серьезно даже в неформальной обстановке, даже когда мы отмечали профессиональные праздники или же собирались поиграть в шахматы.

Не скрою, я не являюсь сторонником «закручивания» гаек, придирок, частых и нудных, как морской прибой, но с годами я осознал, что без субординации на флоте далеко не уедешь. В первых своих контрактах, я старался выстраивать дружеские и позитивные отношения с матросами и со временем это обернулось ко мне не с лучшей стороны. Некоторые товарищи пытались залезть на шею и на любые распоряжения спорили и вставляли свои пять копеек!

По мере впитывания бесценного опыта, пришлось трансформироваться и становиться более жестким, но при этом оставаться человечным, начальником. Иногда с рядовыми выстраивал чисто рабочие отношения и так было гораздо легче работать. Дружеские чувства далеко не всегда воспринимались правильно, они считались, скорее, проявлением некоторой слабости, что я быстро понял. Служба должна, буквально обязывает делать работу быстро, в срок и профессионально. Если уж требовалось сделать какое-то важное дело, то мне приходилось конкретно и по делу «вставлять» недобросовестным коллегам по морскому делу. При этом, я никогда не ставил, повторюсь, своей целью показать ум или же "стервозность", чем, увы, иногда грешат дорвавшиеся до власти старпомы или же даже капитаны, поставленные на судно, чтобы осуществлять командование максимально мудро и профессионально.

Одним словом, капитан и старпом были выше меня по званию, поэтому с ними особенно фамильярничать смысла не было, мы общались лишь по службе, хотя иногда и могли побеседовать на отдаленные темы.

Отношения с равными по званию у меня были приблизительно одинаковые. Они называли меня по имени, я тоже, но если человеку было 50-55 лет, тут я придерживался формы и называл их по отчеству. Только с капитаном по имени и отчеству. С некоторыми коллегами у меня выходили споры, иногда приходилось ставить на место людей, потерявших чувство тактичности и просто совести, но на флоте они долго не держатся, поскольку работа должна быть поставлена на основе профессионализма.

В одном из рейсов мне встретился капитан, выходец из военно-морского флота. И как-то раз, один из механиков раньше всех пришел на камбуз, за что ему хорошую порку устроил капитан, который наглядно показал ему, что первым садиться начальство во главе стола, и только лишь потом все остальные. А так же входить и выходить из кают-компании нужно с разрешения капитана. Новый человек - новые правила!

Наказание…Тут я придерживался своей собственной тактики и никогда с лету не бежал жаловаться начальству на тот или иной неслужебный момент. Иногда, за этот промах и самому могут надавать по шапке. И тогда я решил, что если столкнусь с систематическими нарушениями, то только тогда буду обращаться к начальству. В иных случаях «косяки» постараюсь устранить самостоятельно, после беседы с провинившимся. Надо сказать, что получалось у меня это неплохо.

Короче, со всеми в дружбу входить сильно не стоит, скорее, нужно упирать на профессионализм. Нужно просто заставлять людей нормально выполнять работу, а обращение с ними не должно мешать выполнению служебных обязанностей.

Да, и еще совсем забыл, что не следует критиковать капитана или же за глаза обсуждать своих коллег. Было у меня несколько неприятных моментов, связанных с этим. Лучше всего, откровенно сказать ему об этом самому, чтобы избежать лишних сложностей и проблем. Один раз меня даже вызывал к себе капитан, чтобы выяснить правду о циркулировавших на судне слухах. После этого, мне пришлось практически полностью свести к официальным отношения с несколькими матросами и третьим помощником, поскольку излишнее доверие тоже ни к чему порой хорошему привести не может.

Ну и не следует часто встречаться с подчиненными в неформальной обстановке, чтобы не расслаблять всех своих сослуживцев, хотя сам я и не являюсь строгим человеком, но это не должно идти в ущерб моей работе.

Одним словом, взаимоотношения офицеров и рядовых на судне не должны иметь издевательский или угнетающий характер, а все случаи панибратства следует сводить к минимуму, чтобы не было лишних проблем в дальнейшем. Лучше создавать ровный, сбалансированный микроклимат в коллективе, разряжая грозу хорошей шуткой.

А что вы думаете по поводу субординации на торговом или военно-морском флоте?

Премного благодарен за ваши лайки и комментарии 🙏 Очень старался и надеюсь вам понравилась моя статья. Подписывайтесь на канал "Папа в море"! Пожалуй, самый морской канал на Дзене⚓