Приветствую читателей данной статьи сегодня мы обсудим тему защиты ЛКП автомобиля.
На данный момент времени предложений можно найти массу, но сегодня мы остановимся на так называемой «нанокерамике».
Владелец авто задумывается о прагматичных сторонах – как сохранить лакокрасочное покрытие целым и невредимым на протяжении долгих лет. Возможно ли это ?
И да, и нет. Давайте расставим все точки над И. Различные сервисы детейлинга утверждают, что они с этой задачей могут справится при помощи нанесения той самой «нанокерамики». Но стоит ли им верить ?
Мое личное мнение – НЕТ. Объясню почему. И пусть хоть один сотрудник сервиса детейлинга попробует это опровергнуть – я заберу свои слова обратно.
Начнем по порядку:
1. Ловкий рекламный нейминг
В хвалебных текстах про нанокерамику на коммерческих сайтах детейлинг студий говорят, что нанокерамика – это состав, состоящий из диоксида кремния SiO2 и т.п. Это речной песок если кто не догадывался, уверенно называют оксидом. Одно большое НО - оксид кремния, к сожалению, на земле не встречается.
Я не химик. Но при увлеченным серфинге в интернете по научным или около научным сайтам становится ясно, что все связанное с керамикой требует очень сильного нагрева. Ну очень пламени. Есть еще один способ работы с фтором, либо фтороводородом — ядовитейшего газа, который плавит и песок, и стекло… Надеюсь вы поняли, что оно того не стоит.
Я возил флаконы керамики в лаборатории с один простым вопросом «Можете сказать что это? » Лаборанты и ученые охотно брали деньги. Через месяц разводили плечами, говорили «Не знаем, однозначного ответа дать не можем. Возможно, промежуточный состав для производства чего-то, но чего не понятно. Ясно одно — дышать им не стоит.» Самые порядочные лаборанты и ученые деньги возвращали… Увы, не все.
Я допускаю, но не верю, что отечественные ученные-химики серьезно отстают от китайских коллег, но совершенно точно ясно — керамика для кузова автомобиля ничего общего не имеет ни с обычной керамикой, ни с нанокерамикой. Просто ловкий рекламный нейминг.
2. Про гениев эпистолярного жанра
Дальше про описательную часть нанокерамики на коммерческих сайтах детейлинг студий.
В первые чтения про «уникальные» свойства нанокерамики и ее чудодейственных характеристик. Мое удивление потом сменилось на милость. Понял, что точно никогда не узнаю действительно полезную информацию про эту непонятную консистенцию, и отнесся к чтению описаний, как жанру школьной фантастики.
Поверьте, там такие речевые обороты… слезы наворачиваются.
«Нанокерамику можно определить как керамический материал…»
«Революционное покрытие, опередившее развитие технологий…»
«Керамику невозможно смыть… керамика продержится на кузове в 10 раз дольше воска…»
«Керамика вечное покрытие для кузова… его надо обновлять раз в 6−9 месяцев…»
Извините, защита кузова нанокерамикой стоит больше 25 000 р. и за эти деньги лично мне хочется узнать больше, чем «современное покрытие, перевернувшее автомобильный мир»… Да вот рассказать никто ничего толком не может.
3. Про цену
А простите, не слишком ли много?
В мире детейлинга я не первый год, слухи ходят разные, мифы, небылицы, ложь и коммерческие провокации.
Вот к примеру, есть слух, что в Китае себестоимость производства флакона 50 мл. нанокерамики всего 3 $. Хотите верьте, хотите нет. Лично я верю, что данная цифра близка к правде, и на то есть основания.
Кстати, расход керамики на один слой защиты обычного автомобиля 25 мл. Второй и следующий слой до 10 мл. Вспомните об этом, когда вам будут предлагать намазать на кузов 3 $ за 50 000 рублей или дороже. Такие воспоминания приводят в чувства.
Детейлеры, горой стоят за ценообразование. Керамика — единственна услуга, которая не требует усилий, а расход с нее как с 10-ти полировок. Обезжирил, намазал, наполировал микрофиброй. Если клиент хороший — нанес еще слой. Сверху мазанул жидким стеклом для блеска (да, сама по себе керамика не блестит) и готово!
Но клиенту, конечно расскажут, что два дня, не смыкая глаз, делали подложку, потом наносили мини-джетом слой за слоем при температуре 23 градуса и влажности 55%, затем спаивали слои ИК-сушкой. За 30 минут до прихода клиента поставят авто под белые диодные лампы, чтобы переливалась как глазурь на конфете. Возьмут деньги и строго настрого запретят клиенту мыть машину две недели, а лучше полтора месяца… мол кристаллизация, химические процессы, и то, и другое… Проще говоря, не рискуйте.
4. Твердость по карандашу
К нанокерамике постоянно приписывают значение 9Н. 9H — показатель твердости, где буква H от английского hardness (твердость). А вот 9 это много или мало? С чем сравнить? Как измеряли?
Методов измерения твердости очень много! Шор, Аскер, Моос, Польди, Виккерс, Бринелль — все эти люди предложили методы измерения твердости материалов и методы назвали их именами. Каждый метод доказан и имеет под собой серьезные физико-математические расчеты.
Проблемка в том, что ни один из этих методов не применялся для расчета показателя твердости тех самых нанокерамических покрытий. Для измерения твердости керамик решили сделать схитрить и классифицировали ее как лако-красочное покрытие и измеряли твердость в соответствии с рекомендациями ISO.
ISO — International Organization for Standardization — Международная организация стандартизации.
Есть у этой организации стандарт определения твердости по карандашу — ISO 15 184. В России, когда с головой, интернетом и деньгами была все плохо, стандарт этот перевели на русский и сделали ГОСТом. Слава богу, 20 лет стандарт был не применяемым нигде , а тут эта нанокерамика…
Тест сводится к простому рисованию полосок на испытуемой поверхности карандашами разной жесткости под углом 45 градусов и с усилием на карандаш в 750 гр. Если видимой царапки не останется после самого твердого карандаша, то присваивается значение твердости 9Н.
Курьез ситуации в том, что широкое распространение на рынке защитных покрытий получил японский состав «Glass coat H7» компании Soft99. Стоит готовый набор в 100мл всего 3800 рублей! Минимум в четыре раза дешевле самой некачественной, на взгляд детейлеров, нанокерамики.
Делайте выводы: готовы ли вы переплачивать деньги за сомнительную карандашную разницу неизвестного производителя?
5. Про технологию нанесения
Кузов не царапается, сколы не появляются, старую тачку можно сделать новой и все в таком духе. Никто не подвергал сомнению эффективность заявленных свойств волшебной нанокерамики и все обсуждения сводились к вопросу сколько слоев намазывать.
В детейлинг сообществе доходило до скандалов, ругани и редких драк, когда мастера, не снимая занавеса с глаз, начинали обсуждать технологию нанесения керамики.
Это по-настоящему стоящее представление, не иначе… взрослые мужики, часто без образования, до пены у рта рассказывали про молекулярное сращивание слоев, нанесение адгезивной подложки, температуру, влажность, сушку и жарку, ультрафиолетовые фильтры, инфракрасные блокираторы…! Мне казалось еще чуть-чуть и к этим процедурам обязательно добавится элемент шаманизма с битьем в бубен, ритуальными танцами и молитвами. Но как то до этого не дошло.
Со временем людей, которые верят в это, стало намного меньше. Но почему ?
Создали искусственный дефицит составов на рынке, в результате закрывались мелкие студии, которые отвыкли полировать за дешево, а дурить людей стало нечем. Крупные студии ринулись искать похожие составы по всему азиатскому миру и везли в Россию матушку любую ядовито-воняющую жижу. Уже здесь, по месту, лепили этикетки «нанокерамика 9H ультра-революшен-пэйнт-протекшен-спайс-мэд-крези-бриллиант-даймонд-анреал-хайт-глосс».
Из описаний пропали гарантии «не возможно поцарапать», «не будет сколов». Формулировки стали неточными , витиеватей - такими, что невозможно точно понять о чем и про что.
Все керамисты быстро переобулись, переписали устав и сценарии шоу для клиентов. Все поменялось, кроме цены. Цена осталась за гранью логики, где-то далеко в космосе, где в составе звездной пыли встречается пресловутый оксид кремния SiO, который из описания состава вычеркивать не стали, чтобы оправдывать эту самую космическую цену.
6. Про кулуарные беседы
Однажды в самом начале знакомства с защитными составами для кузова, я в дружеской беседе спросил у владельца крупного интернет-магазина товаров для детейлинга.
— Слушай, а ты свою то машину защитил нанокерамикой?
— Нет, конечно. Дурачество это все.
…
После этого разговора я не упускал возможности в кулуарах задавать один и тоже вопрос мастерам-полировщикам, которые продвигали нанокерамику клиентам. Ты бы защитил свою машину керамикой за такие деньги?
Все ответы сводились к одному — нет.
Кто-то откровенно жалел денег, мол дорого. Кто-то отводил взгляд и говорил, что фигня какая-то эта керамика и ему не понятно, почему клиенты ее просят. Самые заурядные керамо-сектанты клялись, что вот-вот защитят… вот-вот, буквально завтра или послезавтра. Но этот день так и не наступал.
Кто-то сразу признавался, что керамика не работает, кузов царапается как обычно, сколы тоже случаются не реже, а иногда и чаще, что они не видят никого смысла. Лучше, говорят, жидким стеклом раз в год.
7. Керамика и жидкое стекло
Теперь козырь. Выстрел в голову. Контрольный. Готовы?
Керамика не придает блеска кузову. Серьезно, керамика не делает кузов блестящим. Сколько бы слоев не намазали на кузов вашего авто — последним слоем будет жидкое стекло. Всегда! Почему? Потому кузов под керамикой не блестит. А вот под жидким стеклом — кузов становится с зеркальным блеском, как покрытый глазурью.
Чтобы (защитить) намазать кузов керамикой — надо полировать. За полировку надо заплатить. Потом надо нанести слой-подложку, чтобы всё тютелька в тютельку, все по технологии, что б все по инструкции. За слой подложи надо заплатить. Ну потом керамика. Сколько слоев? Один мало, два маловато, три или пять ничего так, ну вот десять — самое то. Напомню, флакон керамики стоит как чугунный мост в Мозамбике. За каждый слой полагается гонорар мастеру. Результат? Рано! Еще слой жидкого стекла. За сам состав и нанесение, кстати, тоже надо заплатить.
Теперь результат: кузов царапается, в кузов можно кинуть камушек и будет скол… Понимаете? То-то.
Теперь коротко про жидкое стекло.
Жидкое стекло — водно щелочной раствор натриевой кислоты, по-другому — силикатный клей. При производстве жидкого стекла используется диоксид кремния SiO2. Все по-честному, но есть нюанс. Жидкое стекло или силикатный клей используется где угодно и в строительстве, и в производстве, и в нефте-газовой промышленности, но не в авто косметологии и детейлинге.
Gloss Coat — признанное, международное название таких типов защитных покрытий для кузова. Gloss Coat дословно переводится как «стеклянное покрытие», но ему, видимо, как оно обычно бывает в России, дали кличку — Жидкое стекло.
Кузов блестит как под глазурью, вода скатывается как с гуся, большинство химических дорожных недоразумений (разметка, битум, помет, насекомые,) попадают сначала на слой жидкого стекла и им нужно больше времени, чтобы достать до родного лака машины. Машина под жидким стеклом сложнее и реже пачкается. Реже пачкается — реже заезжает на автомойку. Реже заезжает на автомойку — реже некомпетентные сотрудники автомоек добавляют царапин по кузову своими тряпками. Вот как!
Сразу после нанесения нескольких слоев керамики и финишного слоя жидкого стекла — машина смотрится очень хорошо, споров нет.
Сначала думал это заслуга нанокерамики. Ничего страшного, что через неделю весь этот гламурный внешний вид уйдет, затрётся и пропадёт, но хоть что-то керамика делает. Хоть что-то… и тут, оказалось результат можно повторить без керамики.
Если кузов хорошенько отполировать и намазать двумя слоями жидкого стекла, как рекомендуют производители составов. Производители, чья репутация и порядочность не вызывают никаких вопросов.
Или если кузов хорошенько отполировать, нанести американский пирожок, а затем еще три-четыре дополнительных слоев карнаубского воска.
Если не видно разницы, зачем платить больше?
На этом наша статья подошла к концу. Остались ли у вас какие-нибудь вопросы. Вы можете высказать свое мнение на данной тему в комментариях и мы обязательно обсудим его.
На этом все. Всем хорошей покраски с завода и нержавеющего кузова)