Найти в Дзене

Лабиринт в голове Виктора Пелевина – о книге «Шлем ужаса»

Повесть «Шлем ужаса»(издательство ЭКСМО) Виктора Пелевина появилась в рамках международного проекта издательства Canongate, которое обратилось к самым ярким современным писателям с предложением переписать на новый лад ряд мифов. Наряду с Виктором Пелевиным в этом проекте принимали участие Дженет Уинтерсон, Умберто Эко, Карен Армстронг и другие звезды современной литературы. Виктор Пелевин написал повесть в форме интернет-чата на основе мифа о Минотавре. Открывая «Шлем ужаса». мы попадаем в довольно странный чат, участники которого вскоре понимают, что они должны искать выход из лабиринта. В центре сюжета - античный миф о Тесее и Минотавре, который у Пелевина приобретает совершенно оригинальную трактовку. Известная история противостояния героя и чудовища оборачивается внутренним противостоянием: герой и чудовище - это в общем-то одно и то же, просто блуждая в жизненном лабиринте, подвергаясь многочисленным манипуляциям, мучаясь от иллюзий выбора, герой сам создает монстра. Монстр

Повесть «Шлем ужаса»(издательство ЭКСМО) Виктора Пелевина появилась в рамках международного проекта издательства Canongate, которое обратилось к самым ярким современным писателям с предложением переписать на новый лад ряд мифов. Наряду с Виктором Пелевиным в этом проекте принимали участие Дженет Уинтерсон, Умберто Эко, Карен Армстронг и другие звезды современной литературы. Виктор Пелевин написал повесть в форме интернет-чата на основе мифа о Минотавре.

Фото из Яндекса
Фото из Яндекса

Открывая «Шлем ужаса». мы попадаем в довольно странный чат, участники которого вскоре понимают, что они должны искать выход из лабиринта. В центре сюжета - античный миф о Тесее и Минотавре, который у Пелевина приобретает совершенно оригинальную трактовку. Известная история противостояния героя и чудовища оборачивается внутренним противостоянием: герой и чудовище - это в общем-то одно и то же, просто блуждая в жизненном лабиринте, подвергаясь многочисленным манипуляциям, мучаясь от иллюзий выбора, герой сам создает монстра. Монстр - это он сам через призму собственных страхов, через глазницы Шлема ужаса. Бороться с ним - значит проиграть, ведь битва с самим собой заведомо обречена на провал.

Кроме оригинальой трактовки и подаче мифа в тексте присутствует излюбленная пелевинская идея о вечном НИЧТО, создающем и уничтожающем само себя, о той самой ПУСТОТЕ, где есть всё и ничего нет, потому что нет самой ПУСТОТЫ. Эти мысли кому-то могут показаться вторичными, их можно назвать самоцитированием и говорить о том, что Пелевин не оригинален, но мне понравилось сочетание несочетаемого: буддийской и античной философии в контексте современного мира.

Виктор Пелевин Фото из Яндекса
Виктор Пелевин Фото из Яндекса
Если пересказать сюжет книги совсем кратко, то восемь человек проснулись каждый в отдельной комнате с закрытой дверью. В этих комнатах есть монитор и клавиатура, а на этих мониторах общий чат между этими персонажами. Вся книга построена именно на этом чате. У каждого из героев, был выход из комнаты. И каждый выходя из своей комнаты видел свой лабиринт. Этот лабиринт - это то что волнует данного героя, в чем он заблудился и увяз, а также воплощение тайных желаний и скрытых от окружающих стремлений. Кто-то погряз в выпивке и нашел в лабиринте исключительно спиртное. Кто-то настолько погрузился в виртуальный мир, что лабиринт предстал перед ним в виде скринсейвера. Для другого героя религия стала смыслом жизни и сквозь лабиринт он вышел в собор. А с теми, кто мечтал о любви( или даже просто похоти)и лабиринт сыграл злую шутку. Для тех же, кто не смог разобраться в своей жизни и лабиринт стал для него просто тупиком. Пелевин говорит о том, что в каждом из нас есть лабиринт, а также своя цель и свои страхи. В каждом из нас живет Тесей и Минотавр, но не каждый сможет с помощью своего Тесея победить своего Минотавра и выбраться из лабиринта. Все мы пленники собственных лабиринтов и у каждого свой шлем ужаса,

Эта повесть Пелевина заставляет вспомнить роман «Очередь» Сорокина. Главный персонаж которого безликая очередь, а сам текст состоял из обрывков разговоров, краем уха услышанных фраз, ругани, междометий и восклицаний, произносимых стоящими людьми в очереди. Изложение Виктором Пелевиным истории он Тесее и Минотавре будет необычным только для тех, кто не знаком с творчеством Виктора Олеговича. Для читателей же хорошо знакомым с его творчеством это произведение является всего лишь ещё одним кирпичиком (далеко не самым значимым и внушительным) в великой пелевинской стене, отгораживающей реальность от её собственного отсутствия. Взаимно скрывающееся друг в друге Ничто (находящееся везде) и Всё (берущееся из ниоткуда), Никогда и Всегда, Нигде и Везде – это можно назвать основным метафизическим дискурсом всех произведений Виктора Олеговича. Получается, что у каждого из нас свой лабиринт в голове.