Воспитание детей — нелегкая работа, это много усилий, эмоциональных и материальных. Но иногда эти усилия не приводят ни к чему хорошему. Всё-таки, большинство наших проблем проистекает из детства, и нам, взрослым, нужно это помнить.
Итак, какие ошибки совершают родители при воспитании детей, которые “аукуются” им во взрослой жизни:
1. Мы говорим детям, чтобы они игнорировали хулиганов и задир.
"Не обращай внимания на хулиганов, и они оставят тебя в покое." Чем больше игнорировать хулиганов, тем труднее становится противостоять им. Потому что каждый раз, когда ребёнок терпит издевательства, хулиганы видят в этом признак слабости, и планка истязаний поднимается. Детям нужно учиться говорить "нет" и стоять за себя. Не все должны быть друзьями всем, и совсем не обязательно проявлять доброту к людям, которые хотят причинить вам боль.
2. Мы просим детей всегда слушаться старших и доверять им.
Речь не о том, что мы учим детей не брать конфеты у незнакомцев.
Знакомы фразы: "Я так сказал!..Я знаю лучше!...Я прав, потому что я жизнь пожил"?
Учить детей никогда не сомневаться в правдивости или справедливости чьих-то слов только в силу их возраста и, якобы, мудрости — нездоровая установка. Как ребёнок должен развить самостоятельное мышление, как он будет формировать свои идеи?
3. Мы говорим, что проигрывать и делать ошибки — стыдно.
"Ошибаться — плохо, переделывай 100 раз...Бейся до конца…Только победа...Только пятёрка" и прочее. Эта позиция родителей, которую они внушают детям, может обернуться разными последствиями.
Многие люди не меняют своего мнения, даже когда им предоставляют надежные источники — они все еще не хотят признавать, что были неправы. Признавать свою неправоту и менять свое отношение к проблеме — нормально и нужно уметь.
Многие дети не хотят ничего делать, потому что боятся ошибиться. Закономерно, что этот страх переносится и во взрослую жизнь.
4. Мы внушаем детям, что нельзя отказываться, даже если очень не хочется.
Вам трудно говорить людям: "Нет"? Вы вежливы даже с теми, кто этого не заслуживает? Ловите себя на тревожной мысли, что постоянно должны всем вокруг? Всё из детства.
5. Мы обесцениваем проблемы детей и оставляем их с ними один-на-один.
Кто-то считает, что от вмешательства взрослых проблемы детей только усугубляются.
А кто-то обесценивает проблемы ребёнка. Знакомы фразы: "Думаешь, тебе сейчас в школе тяжело?...Ты понятия не имеешь, что такое проблемы!...Разберись с учёбой/хулиганами/учителями сам!"? Так пораждается эмоциональный разрыв между родителями и их детьми.
Так дети познают одиночество, потому что начинают считать, что об их проблемах никто не будет заботиться, потому что их проблемы — “ничто".
6. Мы внушаем девочкам, что агрессия со стороны мальчиков — признак симпатии.
Нет. Это не так. Когда мальчик толкает, дёргает, шпыняет, обзывается — это не проявление симпатии. Но это точно один из путей возникновения страха к отношениям. Более того, никому не позволительно издеваться ни над кем, и нельзя внушать ребёнку, что поведение терпеливой жертвы — это норма.
7. Мы навязываем свою тревогу нашим детям.
Вам запрещали когда-то играть в подвижные игры, кататься с горок, качаться на качелях, потому что это было "слишком опасно"? Конечно, всему есть мера и родительский контроль необходим. Есть ситуации экстремальные, когда, например, дети тайком убежали купаться на речку, а есть просто игры и время для набития своих собственных шишек и синяков. Как ребёнку не лишиться инициативности и решительности, если его закутали в кокон тревоги обо всём.
8. Мы подаем плохой пример, но требуем от детей хорошего поведения.
Многие взрослые позволяют себе курить, выражаться, пить при детях. Кто-то не стесняется грязно сплетничать. Есть и более невинные привычки, такие как не вылезать из телефона во время семейного ужина и многое другое. Но только требования не делать ничего подобного предъявляются исключительно к детям (вплоть до наказаний). А ведь дети учатся жизни, глядя на нас.
9. Мы требуем совершенства в любой деятельности.
Страх, что ребёнок не справляется с задачей, может заставить полностью отказаться от неё, может уничтожить желание делать вообще что-либо.
10. Мы заставляем детей подавлять эмоции.
"Не плачь!", "Не ной", "Не смейся так громко"...Невозможно подавить эмоции. Попытки это делать только заставляют их закупориться и накопиться до точки взрыва. Механизмы совладания не разрабатываются.
Другое проявление проблемы — люди не знают, что они чувствуют, не умеют выражать свои эмоции и чувства и съедают себя изнутри.
11. Мы решаем, с кем наши дети должны дружить.
Дети сами должны выбирать, с кем они хотят общаться, и они должны научиться нести социальную ответственность. Если маленькая девочка постоянно врёт, и это задевает вашего ребёнка, то он не обязан с ней дружить. Если маленький мальчик бросается песком в лицо, то ваш ребёнок не обязан с ним играть. Это им нужно научиться вести себя подобающим образом. А ваш ребёнок волен выбирать приятных ему приятелей.
12. Мы натравливаем детей на одного из родителей.
Есть и такие ситуации, когда:
- Родители винят гены друг друга, когда им что-то не нравится в поведении ребёнка.
- Родители говорят плохо друг о друге.
- Родители врут и очерняют друг друга перед детьми.
Не должно быть подрыва отношений детей с одним из родителей без объективных причин (насилие, абьюз).