Все мы знаем, что Господь имеет несколько имён. Но не каждый из нас догадывается, что именно означает это довольно редкое упоминание о нем, как о Господе Саваофе. Чаще так Его называли именно иудеи, но и среди христиан оно тоже имеет место быть. Переводится это церковнославянское слово с иврита, как «Господь Воинств», а с греко-славянского - «Цеваот», что значит «Господин сил».
Зная это, долгое время древние евреи меряясь силами с языческими народами, воспринимали Бога именно как своего полководца, помогающего вести им борьбу с врагами. Многие народы, видя в нем общее с войском, считали Его даже Богом войны. Но это неверное сравнение. Война и Бог не могут стоять рядом. Господь никого не сподвигает на сражение и насколько это возможно оттягивает время, чтобы люди одумались, покаялись, смягчились…. К великой радости и их отношение к этому слову позже в корне изменилось.
Сначала Господь начал отрывать себя еврейскому народу. Они были первые, которые через посланников Божьих узнавали тайны Господа. Об этом слове впервые узнал пророк Исайя. Именно он услышал ангельскую песнь «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф!», которая потом стала частью Божественной Литургии.
«С каким трепетом, с каким страхом, с каким удивлением произносят имя Его небесные силы – говорит пророк. Видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном… Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал. И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!»
Но этим видением Господь хотел показать, что Он царствует не на земле, но на небе, не для политгосподства ведет Он верующих в Него, но для их спасения. Сами ангелы именуют Его Всевышним Саваофом, херувимы и серафимы, как говорит святитель Иоанн Златоуст, непрестанно возносят хвалу в первую очередь, потому, что Он «Господь сил» духовных.
Это имя, относящееся чаще всего к Бога Отцу встречается довольно часто. Ветхий завет, книга пророков Захарии и Исаии, Псалтырь - тому пример. Даже в Евангелие имя Господа Саваофа упоминается около 200 раз. Это подчеркивает могущество Владыки ангельских войск и небесных сил, потому, как величие и мощь Его по-другому выразить просто невозможно. По словам святителя Василия Великого: «нет ни одного имени, которое могло бы объять все естество Божие, и полной мере его отобразить».
Поэтому, это необычное ангельское славословие Господа Саваоф признают многие народы. Мусульмане любят, потому, как им кажется, в одном из пророчеств Господь Саваоф говорит о приходе в мир пророка Мухаммеда. Каббалисты были уверены, что это имя входит в список десяти священных имен Творца.
Даже многие создатели прекрасного тоже не могли не употребить Его в своих работах: поэты Бунин, Есенин, Бальмон – тому величайшие примеры. Не обходили его стороной и художники (Васнецов). Даже музыканты использовали его в своих произведениях (Бриттен, Тальков).
Но больше всего встречается оно среди христиан. В молитвах или в иконописи для того, чтобы подписать сущность Бога. А вот на самих иконах его нет, в отличие от древних христиан, которые изображали Бога – отца Саваофа, как седоволосого старца с волнистыми волосами и бородой, чем-то схожего на древнегреческого бога. Лик Его помещали, как символ Троицы, в треугольнике, над алтарем, под церковным куполом, над иконостасом... Часто Саваофа рисовали также в белых одеяниях. Так он восседал на пышных облаках или ступал в сандалиях по облакам.
Но позже осознали, что это противоречит догматам веры. Ведь в Евангелии сказано, что Его никто не то, что видеть не мог, да и слышать глас Божий были удостоены лишь праведники. Поэтому в 1667 году представители православной церкви приняли решение о запрете Его изображения на иконах. Так Бог Отец и сейчас остается без иконы, что верно.