О романе Владимира Богомолова «В августе сорок четвертого» (другое название - "Момент истины") написано и сказано уже столько, что, казалось бы, ничего нового или оригинального тут уже не добавишь. Однако я все-таки решил написать эту статью, по двум причинам. Одна из них — это приближающийся День Победы, вторая — личного свойства, и о ней я напишу в конце статьи.
Нельзя сказать, что в СССР ощущалась нехватка хорошей литературы о Великой Отечественной войне, в том числе и о разведчиках и контрразведчиках Красной Армии, однако роман Богомолова, впервые изданный в 1974 году, вывел жанр военной прозы на совершенно новый, недостижимый уровень. По моему мнению, «В августе сорок четвертого» так и остался непревзойденным шедевром — никто даже близко не смог к нему приблизиться.
Конечно, когда читаешь биографию самого Владимира Осиповича, сразу же хочется воскликнуть: еще бы! Кому как не бывшему сотруднику СМЕРШа написать хорошую книгу о своих коллегах? Доля истины в этом есть, не поспоришь. Даже если бросить для примера взгляд по ту сторону «железного занавеса», то и там лучшие «шпионские» романы писали именно бывшие сотрудники спецслужб и военные — такие как Ян Флеминг и Фредерик Форсайт. Но все же далеко не каждый бывший разведчик может стать популярным писателем, ведь в литературе главное — талант.
Талант Богомолова в полной мере выкристаллизовался в его первом романе и самом популярном (130 переизданий!) произведении. Конечно, автор писал ее на основе личного опыта, проделал гигантскую работу с документами и архивами, но главное — это то, с какой поистине парадоксальной гениальностью Богомолов сумел собрать все воедино.
Книга как бы делится на три плана повествования.
Во-первых, это документы: телеграммы, служебные и докладные записки, сводки, боевые приказы — по свидетельству самого автора, он использовал реальные документы, лишь изменив в них личные имена и географические названия, полностью сохранив характерный. Все они придают книге особый, неповторимый «аромат реальности», погружая читателя в мир армейской прифронтовой жизни, насыщенной и совсем незнакомой нам, обитателям мирного времени.
Во-вторых, это, конечно, собственно, авторское повествование, ведущее «привычную» сюжетную линию, тесно переплетающуюся с россыпью или, точнее - цепочкой документов.
И третья линия, в которой максимально проявилось мастерство Богомолова-литератора — это «внутренние монологи» главных героев, их размышления, переданные от первого лица, гениальной кульминацией которых (как и всей книги) стал почти джойсовский (но куда более практичный и осмысленный) «поток сознания» капитана Алехина в момент задержания диверсионной группы Мищенко. Ничего подобного мне не доводилось читать ни до, ни после, настолько виртуозно Богомолов постепенно наращивает напряжение кульминационной сцены, доводя читателя до подлинного катарсиса.
Собственно, эта виртуозность ощущается на протяжении всего романа. Если смотреть беспристрастно, то книга, в общем-то построена довольно неторопливо — в ней практически нет погонь, перестрелок и эффектных драк. Действие развивается спокойно, герои ведут себя не как супермены, а как скучные дотошные следователи, ходят, опрашивают людей, думают, ищут улики, я уж не говорю о документах, которые в принципе никак не относятся к инструментам «экшна», и несмотря на все это роман держит в напряжении от первой до последней строчки, ухитряясь нас одновременно еще и знакомить с характерами и биографиями героев. В качестве примера можно привести сцену, в которой один из героев, агротехник по своей гражданской специальности, беседует с местным огородником о сортах огурцов — казалось бы что может быть дальше от ловли шпионов, но именно этот разговор позволяет найти еще одну улику.
Именно эта уникальная парадоксальность романа сыграла плохую шутку с авторами экранизации 2000 года. Литературная основа оказалась им не по зубам, и у них получился лишь добротный костюмированный триллер «про войну», красочный, но лишенный и непередаваемого внутреннего напряжения книги, и, как это ни грустно, ярких психологических портретов главных героев — не спас даже отличный актерский состав, увы.
Я обещал в конце статьи рассказать о личной причине, побудившей меня к ее написанию. Дело в том, что эту книгу мне, подростку, подарил когда-то мой дед, сам в конце Великой Отечественной войны служивший в СМЕРШе, в том же звании, что и Владимир Осипович, и в сентябре сорок четвертого вместе с первыми частями Красной Армии вошел в освобожденный Таллинн, а события, описываемые в книге, были как раз прологом к операции по освобождению Прибалтики. К сожалению, привычка ничего никогда не рассказывать у деда осталась до конца жизни, лишь изредка он мог обронить несколько слов о своем прошлом, и тем более весомо звучит его фраза о романе Богомолова: «Грамотно написано, без вранья обошелся».
Сейчас я пытаюсь по крупицам собрать биографию деда, которая достойна отдельной приключенческой книги. Не знаю, получится ли у меня когда-нибудь ее написать, поэтому хочу посвятить эту статью его памяти, как и памяти всех участников самой страшной войны в нашей истории.
Эрнест Карлович Гейн, вам посвящается.
Читайте также на канале: Народная война - лучшие партизанские мемуары