Слово лоурайдер составлено из двух частей. Лоу – низкий и райдер – ездок, наездник. Эти автомобили отличаются невероятно заниженной подвеской, которая может быть статичной –например, очень короткие или обрезанные пружины – либо динамичной, тогда используются элементы гидравлики или пневматики. Такая подвеска позволяет автомобилю не только подниматься или опускаться над дорогой, раскачиваться из стороны в сторону, но и подбрасывает его на приличную высоту
Истоки движения лоурайдеров стоит искать в США еще до второй мировой войны. Многие небольшие городки на юге США, в Южной Калифорнии и Техасе, были населены мексиканскими эмигрантами. Неудивительно, ведь что эти штаты граничат с Мексикой. В большинстве своем, мексиканцы ездили на старых «Шевроле» и «Фордах». Это были недорогие и вследствие этого, весьма распространенные машины. Желая хоть как-то выделиться из потока, молодые мексиканцы пытались хотя бы внешне украсить свои авто. Автомобили красили в необычные цвета, резали капот, чтобы достичь сходства с открытой пастью крокодила, выхлопные трубы выводились не сзади, а сбоку, срезались лишние витки на пружинах подвески, занижая авто.
Белые американцы тоже модернизировали свои авто, но они делали упор на увеличение мощности и крутящего момента мотора, совершенствование динамических характеристик. Поэтому часто с машины снималось все лишнее для владельца, — двери, крылья, капот, фары, стекла. Облегченные авто, а точнее кузова с колесами и движком, носились с ревом по улицам. Очень популярны были «Форды» конца 30-х годов, в первую очередь из-за невысокой цены и простого, но имевшего большой потенциал, двигателя V8. Из восьми цилиндров выжимали немало дополнительной мощности благодаря ухищрениям с нагнетателями и тонкой настройкой карбюратора. Так появились первые хот-роды, которые к 50-ым годам развились в отдельное мощное течение, которое до сих пор собирает под свои знамена любителей горячего тюнинга.
Но вернемся к нашим любителям красивых, заниженных авто. Они не придавали особого значения мощности, предпочитая скорости неспешное движение по бульварам на яркой, сильно заниженной машине под завистливые взгляды. Чтобы уменьшить клиренс убирались лишние листы из рессор, укорачивались пружины, ставились диски меньшего диаметра. Неким стандартом для классических лоурайдеров стали 13-ти дюймовые колеса (в то время стандартно ставили колеса диаметром 15-16 дюймов). Во-первых, они позволяли еще на пару дюймов приблизить машину к земле, во-вторых, цена вопроса была невелика. Радикальное занижение достигалось, конечно, большими затратами. Для этого вырезались куски рамы, переваривались места крепления подвески, использовались короткие пружины и нестандартные рессоры.
Кроме собственно занижения и яркой расцветки еще одним элементом стиля являлись перешитые интерьеры авто. Кожаный, бархатный, велюровый или плюшевый салон позволял еще больше подчеркнуть индивидуальный стиль владельца. Часто внешние декоративные элементы не только хромировали, но и покрывали тонким слоем золота, методом напыления. Изобилие хрома характерно не только на кузове — мотор, вся подвеска, днище, выхлопная система — все блестит и сверкает. Это придаёт машине фантастический вид, особенно ночью, когда колесные арки освещены изнутри неоновыми фонарями.
Но в каждой бочке меда всегда найдется ложка чего-то малоподходящего к меду. В 1959 году в США вышел закон №24008, запрещавший понижать уровень подвески по соображениям безопасности - пороги должны быть по уровню не ниже обода колеса. Это вызывало протесты и даже волнения, так как посягало на свободы граждан. Из-за этого многие ездили на таких автомобилях только по своим районам, кварталам. Этот закон был одной из причин появления систем гидравлической регулировки подвески.
Пионерами гидравлики можно считать калифорнийцев Луиса и Рона Агуирра, обладателей «Шеви Корвет» 1956 года. Братья-экспериментаторы установили на авто гидравлические насосы «Песко», гидроцилиндры, системы клапанов и управления, снятые со списанного стратегического бомбардировщика В-52, находившегося на кладбище-свалке самолетов.
Усовершенствование, позволяющие плавно регулировать высоту подвески поражало их коллег по автоклубу California’s Krankers Car Club. Ходит байка, что братья были первыми кто сумел обвести полицию вокруг пальца — однажды, двигаясь на один из фестивалей любителей лоурайдеров, колонну из машин, в которой двигался и «Корвет» Агуирра остановили мотоциклисты из хайвей-патруля. Пока полицейские разворачивались, Рон поднял авто до «законного» уровня, чем вызвал замешательство и чуть ли не истерику у одного из копов, который по его словам «был готов поклясться, что это авто слишком низкое!». Естественно, колонна спокойно продолжила путь.
Но правильно установить гидравлику и заставить ее надежно работать удавалось не каждому любителю low ride. Часто возникали проблемы с внедрением, а также собственно и с самими деталями. Энтузиасты ставили цилиндры от тяжелой техники, самосвалов, даже гаражного оборудования. Вместе с установкой гидравлики кроме клиренса менялось и само поведение авто на дороге, часто случались аварии, в том числе и со смертельным исходом. Постепенно, с появлением оригинальных запчастей, ситуация стала меняться. Одними из первых, профессионально устанавливать гидравлическую подвеску стали браться Эл и Гир Айла, владельцы гаражных мастерских в восточном Лос-Анжелесе, а также Билл Хейнс из автомобильной столицы США Детройта. Совершенствуя существующие гидросистемы, они довели их до серийного производства.
К концу 60-х годов движение лоурайдеров заявило о себе в полный голос. Появились клубы по интересам, в первую очередь опять латино-американские, ибо им присуща сплоченность в рамках диаспор и кварталов компактного проживания (баррио). Все крупные клубы имеют собственную символику, гербы, печати, даже приветственные жесты. Чтобы показать свою причастность, члены клуба устанавливают специальную металлическую табличку с названием клуба под заднее стекло. Как общественные организации, эти клубы вели активную юридическую войну и к 1974 году им удалось отменить закон и легализовать свое право ездить низко.
Немало поспособствовал популяризации lowrider и тот факт, что одной из самых популярных моделей для переделки была «Шеви» Impala. Модель была действительно удачной, стильная, современная, с удобной для переделки 2х рычажной подвеской и А-образными рычагами, она легко превращалась в лоурайдер. А то, что мы видим Impala до сих пор ездящими по улицам американских городов, еще одно подтверждение ее успеха. Машина поставила рекорд продаж, не побитый еще ни одной моделью ни одного производителя до сих пор — 1.000.000 проданных авто в 1964 году.
Самый популярный автомобиль-lowrider — Chevrolet Impala
В конце 60-х многие начинают понимать, что производство компонентов для гидравлической подвески может принести хорошие деньги. Количество мастерских, занимающихся переделкой серийных авто в заниженную мечту растет как на дрожжах. В это же время начинают развиваться состязания, основанные на возможностях гидравлической подвески. Наиболее яркие — «танцы», когда с помощью пульта дистанционного управления владелец заставляет свое авто подпрыгивать, переваливаться с одного колеса на другое, вывешивать колеса.
Для примера — один из рекордов по классам принадлежит некоему Маршаллу из Лос-Анджелеса, который заставил свой автомобиль прыгнуть вверх более чем на 90 см.
Разные фокусы могут проделывать lowrider’ы при езде по улице. Называется это действо Cruising или Balling, в процессе этого автомобиль подскакивает на ходу и ездит на трех колесах (3-Wheel Motion), вывешивая одно из передних колес и накренив кузов. При этом машины задним свесом скребут по асфальту (для чего имеются специальные накладки на местах трения), высекая снопы искр (Scrapin’).
Стили