Найти в Дзене

Штурм самолёта с Террористами за 8 секунды. Рекорд от КГБ СССР

В истории отечественных спецслужб драма, разыгравшаяся на взлетно-посадочной полосе в Уфе. По сути, советскому спецназу, прибывшему к аэропорту, предстояло едва ли не впервые не просто взять штурмом самолет, захваченный террористами, вооруженными перочинными ножичками, а нейтрализовать двух дезертировавших военных, прихвативших с собой из военной части не только автомат Калашникова, но и пулемет. Сложность ситуации заключалась в том, что перед бойцами спецназа внутри лайнера в случае проникновения находились не обычные уголовники, а солдаты, обученные и подготовленные к самым решительным действиям. Свои намерения идти до последнего дезертировавшие военные подтвердили чуть ранее, расстреляв милицейский уазик с двумя сотрудниками внутри. Бывшие военные, добровольно переквалифицировавшиеся в убийц и террористов, оказались довольно хитры: отказались от доставки еды и воды со стороны, сделав упор на внутренние запасы для перелета. Отказ от продуктов и воды означал, что применение спецсредст

В истории отечественных спецслужб драма, разыгравшаяся на взлетно-посадочной полосе в Уфе. По сути, советскому спецназу, прибывшему к аэропорту, предстояло едва ли не впервые не просто взять штурмом самолет, захваченный террористами, вооруженными перочинными ножичками, а нейтрализовать двух дезертировавших военных, прихвативших с собой из военной части не только автомат Калашникова, но и пулемет.

Сложность ситуации заключалась в том, что перед бойцами спецназа внутри лайнера в случае проникновения находились не обычные уголовники, а солдаты, обученные и подготовленные к самым решительным действиям. Свои намерения идти до последнего дезертировавшие военные подтвердили чуть ранее, расстреляв милицейский уазик с двумя сотрудниками внутри.

-2

Бывшие военные, добровольно переквалифицировавшиеся в убийц и террористов, оказались довольно хитры: отказались от доставки еды и воды со стороны, сделав упор на внутренние запасы для перелета. Отказ от продуктов и воды означал, что применение спецсредств, способных усыпить террористов, исключается и борт придется брать штурмом. Однако возникла еще одна сложность: у советского спецназа не было достаточно времени на подготовку молниеносного прорыва в самолет, да и случай захвата воздушного судна, откровенно говоря, был едва ли не первым за всю историю. Но тут спецназу пришел на помощь только что севший в том же аэропорту Ту-134Б, аналогичный захваченному. Командование решило дать спецназу время на подготовку и отработку штурма.

-3

Трапы, подогнанные к самолету, позволили за считанные секунды вытащить уцелевших пассажиров, и в 15 часов 10 минут прозвучал приказ на штурм. Вся операция, по словам экспертов, заняла не более восьми секунд. Молниеносный прорыв группы спецназа из хвоста самолета под командованием В. Н. Зорькина сопровождался забросом в салон двух светошумовых гранат, и ринувшийся на звук дезертир дал достаточно времени, чтобы из пилотской кабины по террористу влепил очередь уже другой офицер спецназа КГБ СССР.

-4

Подонки, еще несколько часов угрожавшие расстрелять весь экипаж, заложников и взорвать самолет, были жестоко наказаны: бывший младший сержант  20-летний Николай Манцев был убит, а 19-летний рядовой Сергей Ягмурджи ранен в ногу. Разбирая штурм спецназа, советские, а впоследствии российские специалисты сделали вывод, что сложившаяся ситуация была из разряда нерешаемых, однако грамотная серия действий позволила не просто «уболтать» террористов отпустить часть заложников, но и практически свела на нет возможность серьезного огневого противодействия со стороны противника.

-5

Следует отметить также, что при штурме Николай Манцев все же успел нажать на спусковой крючок автомата и дать короткую очередь, однако по стечению обстоятельств все выпущенные пули ушли в потолок Ту-134. Подельник Манцева, которого бойцы спецназа ранили в ногу, впоследствии был вылечен, а затем по приговору суда расстрелян.