Найти тему

Ижевск. Город трудовой доблести

2 июля 2020 года в целях увековечения подвига труженников тыла во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг, 20-ти городам России были присвоены звания "Город трудовой доблести".

Звание присвоено городам, жители которых внесли вклад в достижение Победы, обеспечив бесперебойное производство военной и гражданской продукции на промышленных предприятиях, располагавшихся на территории города.

Одним из удостоившихся такого звания, стал город Ижевск.

Во время Великой Отечественной войны Ижевск вел бесперебойную поставку на фронт стрелкового оружия, пулеметов "Максим", винтовок, противотанковых ружей, авиационных пушек.

Пулемет "Максим" в Музее оружия им. М.Т. Калашникова
Пулемет "Максим" в Музее оружия им. М.Т. Калашникова

В военные годы, Ижевск произвел столько же оружия, сколько вся промышленность США и в два раза больше, чем все заводы Германии.

Пулемёты "Максим" выпускались на заводе, который сейчас называется Ижевский мотозавод "Аксион-Холдинг". Здесь, за военные годы, выпустили более 82 тысяч пулеметов "Максим".

-3

Также Ижевский мотозавод выпускал детали для снарядов реактивных минометов, тех самых "Катюш".

"Катюша" в Нижегородском Кремле
"Катюша" в Нижегородском Кремле

Ижевский металлургический завод снабжал высококачественной сталью многие заводы СССР. Сталь использовали для изготовления элементов снарядов для "Катюш", пружин автоматов и противотанковых ружей, брони пулеметов "Максим" и много другого.

Памятник Металлургу у проходной металлургического завода
Памятник Металлургу у проходной металлургического завода

В военное время, металлургический завод постоянно совершенствовал знания и оборудование, строились новые печи и прокатные станы, на заводе постоянно повышали обьемы производства.

Рабочий день на заводах длился по 12-14 часов. За станками работали дети, женщины, пенсионеры. На самых важных участках производств работали бесперебойно.

Помимо производств, в Ижевске были размещены госпиталя, куда эвакуировали раненных с фронта. Госпитали размещали, помимо действующих больниц, в зданиях школ, санаториев.

Кроме того, в Ижевск были эвакуированы многие производства западной части Союза, жители города трудились также и на этих производствах.

Одной из самых масштабных строек военного времени, стало строительство железнодорожной ветки Ижевск - Балезино. Эта трасса была необходима, чтобы разгрузить южные ветки железных дорог для обеспечения бесперебойного снабжения фронта срочными военными грузами.

Мемориал строителям жд ветки Ижевск-Балезино в Кекоране
Мемориал строителям жд ветки Ижевск-Балезино в Кекоране

Железную дорогу строили с 1941 г. по 1943 г. Строительство началось зимой, нужно было рубить просеку, выкорчевывать пни, делать насыпи. Специальной техники не было, стояли 50-ти-градусные морозы.

Дренажный тоннель на жд ветке Ижевск-Балезино в Кекоране
Дренажный тоннель на жд ветке Ижевск-Балезино в Кекоране

Дорогу сдали в октябре 1943 года. Состав с комиссией, которая принимала новую железную дорогу, вел мой дед. Дед тоже участвовал в строительстве дороги, во время строительства случались диверсии, дед на своем паровозе растаскивал горящие составы.

Жители Ижевска, несомненно, внесли огромный вклад в достижение Победы и город справедливо удостоен звания "Город трудовой доблести" 

Спасибо, что дочитали статью до конца. Подписывайтесь на  мой блог и путешествуйте вместе со мной!