Найти тему
Народная Газета

ТРИ ТОВАРИЩА

Жительница поселка Майна Тамара Истомина трепетно хранит письмо из Тюмени, которое ей прислала дочь Любовь Земскова из Тюмени. В конверте - три листочка с отпечатанными текстами. Один - сочинение правнучки Тамары Ивановны Полины Земсковой о ее прапрадедушке Иване Федоровиче Нуждине. Его в Майне помнят многие люди старшего поколения. Второй - информация о боевом генерале Михаиле Ростомашвили. Третий - небольшой рассказ о воине Великой Отечественной войны Василии Дельнове из Пензы. Что же объединяет этих троих людей - водителя, автослесаря и генерала?

Иван Нуждин (слева) и Василий Дельнов.
Иван Нуждин (слева) и Василий Дельнов.

Большой, а плачет

- Мой дедушка, Иван Федорович Нуждин, - рассказала нашему корреспонденту Любовь Ивановна Земскова, - во время войны был шофером. Возил генерала Ростомашвили - начальника отдела контрразведки СМЕРШ. А в помощниках у деда был Василий Дельнов. Иван Федорович что-то, конечно, рассказывал нам о войне. Но не столько, сколько хотелось бы. И потом, когда появился интернет, я начала искать информацию о нем, о генерале, о Дельнове. Про деда и Василия Васильевича что-то найти удавалось, а вот про Ростомашвили никакой информации поначалу не было. Может быть, потому, что он был контрразведчиком. Но потом и эта информация появилась, и я сумела связаться с внучкой генерала - Лейлой Виленовной Чистяковой-Ростомашвили. Она прислала информацию о Михаиле Енуковиче. Я записала все, что помнила о Дельнове. Он, кстати, приезжал в Майну, к деду в гости. Помню, удивлялась - большой такой мужчина, а плачет, когда вспоминает о войне. Обо всем этом я рассказывала внучке Полине. И она так заинтересовалась, что написала сочинение о прапрадедушке.

В строю Бессмертного полка

11-летняя Полина не знает, что такое война. Ее мама и папа тоже не видели войны. Даже ее дедушки и бабушки родились и выросли в мирной стране. Возможно, она знала бы об этом только из учебников и фильмов… Но в семье Земсковых очень бережно хранится память о тех, кто воевал, кто сражался за Победу на фронте и в тылу. Памяти своего прадеда Полина посвятила школьное сочинение:

«Мой прапрадед - Нуждин Иван Федорович. Дедушка воевал на Калининском, Сталинградском, 4-м Украинском и 1-м Прибалтийском фронтах. Он был призван на фронт в июле 1942 года и был зачислен в отдельную роту контрразведки СМЕРШ Второй гвардейской армии. До войны дедушка был очень хорошим водителем. Это умение пригодилось ему на фронте. После освобождения Сталинграда начальник отдела контрразведки СМЕРШ генерал Ростомашвили и предложил ему новое место службы - личным водителем. В дедушкиных записях есть ответ генералу: «Я солдат, призван защищать Родину. Где прикажете, там и буду работать»… Дед прошел войну до самой Победы, был ранен. Среди его наград - медали «За боевые заслуги», «За оборону Сталинграда», «За взятие Кенигсберга», «За победу над Германией» и орден Красной Звезды, они бережно хранятся у одного из дедушкиных внуков, который стал военным.

Михаил Ростомашвили.
Михаил Ростомашвили.

Говорят, дедушка был гармонистом и замечательным рассказчиком. Но он неохотно рассказывал о своих подвигах. О многом родные узнали из военных архивов и из писем генерала Ростомашвили - с ним дедушка дружил долгое время и после войны.

Дедушки не стало, когда моему папе было столько же лет, сколько мне сейчас (сочинение написано, когда девочке было 9 лет. - Авт.). Он ушел в мае, вскоре после майских праздничных дней… Наверное, потому, что День Победы не только радостный праздник, но и очень печальный день памяти, день воспоминаний о страшных и горьких потерях. Сердца старых солдат часто не выдерживают этих переживаний. В день 70-летнего юбилея Победы, когда я была совсем маленькой, мы с папой пронесли портрет дедушки Нуждина Ивана Федоровича в строю Бессмертного полка в Москве на Красной площади. Я помню. Я горжусь!».

Любовь Ивановна рассказала, что внучка недавно очень порадовала родных и близких.

- Полина стала чемпионкой России по спортивным танцам, - не без гордости говорит Любовь Земскова. - Ради таких мирных побед наши деды вели ожесточенную войну с врагом.

Из представления к ордену Красной Звезды Ивана Нуждина.

«В феврале м-це с.г., выехав на выполнение спецзадания руководства в II Гв. СКК, тов. Нуждин попал под артобстрел противника, где было повреждено два баллона автомашины. Несмотря на это, его смелыми действиями задание было выполнено в срок.

В р-не Гольдава принимал непосредственное участие в опергруппе по поимке диверсантов. Своими смелыми действиями оказал большую помощь группе, которая поймала 6 чел. диверсантов».

-3

Спасла зеленая звездочка

Ну а что же генерал? Его не стало в 1987 году, умер он в Тбилиси. Елена Чистякова-Ростомашвили, когда ее на просторах интернета нашла Любовь Земскова, поделилась информацией о своем дедушке.

«Михаил Енукович Ростомашвили в 1941 году, когда началась война, служил в Харькове в звании генерал-майора в должности начальника особого отдела армии. На войне стал начальником отдела контрразведки СМЕРШ (смерть шпионам). Фронтовыми дорогами прошел от Москвы до Германии. За свои мужество и храбрость получил немало наград: орден Красной Звезды, орден Отечественной войны, орден Ленина, четыре ордена Боевого Красного Знамени. Медали «За взятие Кенигсберга», «За оборону Кавказа». Воспоминания дедушки: «В 1945 году в тылу наших войск, ликвидируя банды фашистов, мы взяли вражеский ДЗОТ. Пленных фашистов выводили из ДЗОТа и строили на поляне. Я давал указания, что делать с захваченным оружием. Мой адъютант подошел ко мне и, поднеся руку к козырьку фуражки, громким голосом сказал: «Товарищ генерал-майор! Машина готова для отправки!» Один из немецких солдат удивленно посмотрел на меня и на ломаном русском языке спросил: «Генерал? Если бы я знал, что вы генерал, я взорвал бы вас вместе с пнем». Дело в том, что дедушка был в полевой форме, звездочки на его погонах были зелеными, они сливались с формой и не были заметны врагу. А пень, на котором он сидел, оказался заминированным. Вот так зеленая звездочка спасла жизнь не только дедушке, но и многим находящимся рядом с ним военным».

Выбор в пользу матерого аса

- Дед все время удивлялся, - вспоминает внук Ивана Нуждина Сергей Истомин, - как мы живы остались?! Рассказывал: в лесу или в поле остановимся перекусить или по другой необходимости. Только отъедем - на это место бомба или снаряд прилетает.

И Сергей Иванович, и Любовь Ивановна помнят приезды в Майну Василия Дельнова из Пензы. Вот что пишет о нем, по рассказам деда Ивана Нуждина, Любовь Земскова:

Из фронтовой характеристики Василия Дельнова:

«Тов. Дельнов на фронте … показал себя смелым и храбрым воином. Машина тов. Дельнова без капитального ремонта прошла 90 тыс. километров. Он сэкономил более 200 кг бензина.

В августе с.г. тов. Дельнов три раза, попадая под бомбежку врага с оперативной группой, выполняя задания командования, содействовал в задержании вражеского элемента».

«Генерал Ростомашвили приказал деду выбрать себе солдата для помощи в техническом обеспечении. Дед мог бы подобрать для этого дела опытного и матерого аса. Но выбрал высокого, статного, но совсем юного парнишку из Пензы. Ему было 19 лет, деду моему - 29. Они вместе дошли до Победы, оба были награждены орденами и медалями. И дружили потом всю жизнь. Василий Васильевич Дельнов был благодарен Ивану Федоровичу за жизнь свою. Ведь выбор был сделан накануне наступления. В тех боях полегло множество их однополчан, а Василий остался жив. И помнил, кому жизнью своей обязан».

Андрей Школьный