Приветствую всех на своём канале. Близится девятое мая и думаю, что сейчас самое время вспомнить о подвиге наших дедов и прадедов. Сегодня предлагаю поговорить о бронепоездах созданных в Омской области во время Великой Отечественной войны.
Уже в 1941 году на Омской железной дороге началось строительство бронепоездов. Был создан специальный штаб по постройке этих машин. Который готовил рабочих по производству и занимался чертежами самих бронепоездов.
На первых порах возникла проблема с броней для составов. Поступившие с Урала бронелисты, оказались незакалёнными и пробивались снарядами лёгких орудий. Тогда было принято решение, самостоятельно провести закалку листов. Но выяснилось, что нет огнеупорного кирпича. С этой проблемой помогли справится специалисты кирпичного завода. Они в короткий срок нашли подходящую глину и изготовили нужное количество кирпича.
Всего на Омской железной дороге было построено семь бронепоездов. Первенец омского производства получил имя "Омский железнодорожник". 15 марта 1942 года он вместе с бронепоездом "Сибиряк-барабинец" отправились на фронт, сформировав 47-й отдельный дивизион бронепоездов (47-й одбп). 3 июня 1942 года 47-й одбп прибыл на Карельский фронт. До конца войны оба бронепоезда занимались огневой поддержкой Красной армии и ремонтом железной дороги.
В том же 1942 году в Омске был сформирован 27-й отдельный дивизион бронепоездов (27-й одбп). В него вошли бронепоезда "Победа" и "За Родину" которые были построены на Омском паровозовагоноремонтном заводе.
1 июня 27-й одбп так же прибыл на Карельский фронт и получил боевую задачу по охране Кировской железной дороги с дислокацией на станции Сорокская. Так же как и два омских бронепоезда 47-й одбп, бронепоезда 27-й одбп до конца войны принимали участие в боях на Севере СССР. В июле 1945 года дивизион был расформирован.
3 июня 1943 года из Омска в Москву отправился сформированный в Омске 40-й отдельный дивизион бронепоездов (40-й одбп). В него вошли бронепоезд "Киров" построенный в локомотивном депо Омска и бронепоезд "Североказахстанец" построенный в Петропавловске.
15 июля дивизион убыл из Москвы в Сталинград. В августе - сентябре 1942 года 40-й одбп принимал участие в боях в 30 км. к северо-западу от Сталинграда. 5 сентября во время одного из боёв от ответного удара артиллерии противника, несколько платформ бронепоезда "Киров" сошли с рельсов, а пути были разрушены. Ремонтная бригада восстановила путь и подняла платформы на рельсы. В этот день «Киров» сбил самолет противника, рассеял и частично уничтожил колонну автомашин с пехотой. На следующий день дивизион убыл для ремонта. Во время Курской битвы дивизион находился в резерве Центрального фронта.
7-8 апреля бронепоезд "Североказахстанец" сопровождал командующего 1-м Белорусским фронтом Маршала Советского Союза К. Рокоссовского в его поездке в войска.
В 1944 году 40-й одбп участвовал в операции "Багратион", поддерживая огнём наступающие части. Закончил своё участие в войне дивизион в Польше в районе Белостока. В апреле 1945 г. дивизион перебросили в Москву, откуда он убыл в состав войск Забайкальского фронта. В декабре 1945 года дивизион был расформирован.
За время войны огнем бронепоездов дивизиона было уничтожено 3 артиллерийских и 7 минометных батарей, 13 пулеметных точек, 2 наблюдательных пункта, колонна в 80 автомашин противника, подавлен огонь четырех артбатарей и 16 пулеметных точек, отражены 3 крупных немецких атаки.
Пожалуй на буду заканчивать. Но 8 мая мы продолжим тему бронепоездов произведённых на Омской железной дороге.
На сегодня всё. Всем спасибо за внимание, оставляйте комментарии, подписывайтесь на канал и до новых встреч!