Бытует мнение, что у самолётов есть своё проклятие: когда поднимаешься на борт, сразу хочется спать и есть😄 С едой проблем никогда нет-нас всегда кормят вкусно, питательно и, так сказать, по ГОСТу. Даже на коротких рейсах экипажу положено горячее питание, потому как работа имеет свой коэффициент вредности. В экипажном ланч-боксе кроме горячего обязательно будет салат, мясная или рыбная закуска, кусочек сыра, десерт. Если рейс длинный-дополнительно загружается тонизирующее питание в виде йогурта, фрукта и круассана. Между собой мы шутим, называя его "взбудораживающее" 😄
А вот как обстоят дела с отдыхом?
Начну с того, что у бортпроводников есть норма часов налёта в месяц - не более 90 часов. Больше-запрещено законом. Обусловлено это нелегкими условиями труда и повышенной дозой радиации, получаемой организмом при частых перелётах. К слову, в горизонтальном полёте при высоте 10 000 метров уровень радиации равен 125 мкР/ч, при норме на земле 8 мкР/ч. Врачи уверяют, что риска нет, ведь общее излучение, полученное за несколько часов, сопоставимо с дозой от рентгеновского просвечивания грудной клетки. Однако бортпроводники, понятное дело, в зоне риска.
После каждого рейса экипажу положен отдых не менее 12 часов.
Меня всегда забавляет ситуация, когда после 14-ти часового рейса на Бали пассажиры спрашивают на выходе: "Девчонки, а вы сейчас обратно?" Ноги еле передвигаются, в глаза хочется вставить спички и кажется, что только шпильки в волосах ещё готовы держаться😄 После таких марш-бросков нам положены минимум сутки отдыха, ведь кроме физической нагрузки в течение рейса нам постоянно приходиться сталкиваться со сменой часовых поясов, которая очень тяжело переносится.
Однажды за неделю я 4 раза сменила часовой пояс, и это было большим стрессом для организма.
Если речь о коротких разворотных рейсах, то во внебазовом аэропорту стоянка обычно составляет не более двух часов, при этом борт самолета экипаж не покидает. Загружается новое питание, судно заправляется водой, производится уборка и снова всё по накатанной: посадка пассажиров, демонстрация, взлёт( но теперь уже в сторону дома).
Иногда стоянка затягивается на несколько часов, в таком случае экипаж может даже поспать на борту самолета, хотя компания предоставляет отель и питание в случае форс-мажоров.
А есть ли график?
Регулярного и чёткого-нет. Два раза в неделю мы совершаем звонок в наряд и узнаем свой план на ближайшие три дня. Можно посмотреть и в программе, однако рейсы запросто могут меняться, исчезать. Нужно всегда быть начеку. Думаю, не стоит и упоминать, что планировать личную жизнь в таком графике сложнее обычного- на маникюр и к врачу приходится записываться чуть ли не день в день.
Конечно, можно попросить своего инструктора взглянуть на свой личный план, который предварительно расписан на месяц вперед. Но никто никогда не сможет гарантировать, что картина не поменяется.
Однако если впереди маячит свадьба сестры или потрясающий концерт- мы можем заказать себе два выходных на будущий месяц. Иногда эта возможность действительно выручает. Я помню, как однажды вся моя большая семья решила собраться вместе ( к слову, у меня 5 родных братьев и сестер). Мы не отличаемся частыми встречами, и если бы я не имела возможности официально улизнуть от непредсказуемого планирования - было бы бесконечно жаль.
А еще есть такое понятие, как РЕЗЕРВ. Мы приезжаем в гостиницу у аэропорта на целый день или ночь и дежурим. Форма должна быть наглажена, чемодан собранным, а настрой-лётным. Форс-мажоры у коллег и изменения в аэропорту всегда были и будут, на этот случай ежедневно в гостинице дежурит несколько человек. Помню, как зимой улетела из резерва на Шри-Ланку на 3 дня, а с собой был огромный пуховик, свитер, теплые носки, и всего одни шорты... Думала, что полечу в Магадан.😄 От Шри-Ланки очень редко кто-то отказывается.
Бортпроводник-пенсионер. Реально?
Часто меня спрашивают : "На рейсе видели стюардессу, которой на вид не меньше пятидесяти, это нормально?"
Ещё как! Понятия "пенсионный возраст" у бортпроводников нет. Можно работать, пока каждый год успешно проходишь медкомиссию. Если какой-то из показателей здоровья плохой и не поддается лечению, если есть патология и организм уже не справляется с нагрузками, то не избежать списания на землю- все, отлетался. При большом желании компания может предложить работу в наземных службах.
Для получения повышенной пенсии нужно налетать определенное количество лет - в нашей компании это 7 лет для женщин и 10 для мужчин. Однако время в авиации летит с невероятной скоростью, и обычное дело - познакомиться на рейсе с коллегами, которых уже можно считать ветеранами труда: 15, 20, иногда 30 и больше лет стажа...
Насколько сильно такой образ жизни влияет на здоровье?
Могу сказать, что очень многое зависит от конкретного организма конкретного человека.
Варикоз принято считать нашей профессиональной болезнью, учащенное развитие онкологии у летунов тоже связывают с родом деятельности, а пилотов чаще всего списывают на землю по слуху. Однако я знакома с коллегами, которые бодры и здоровы уже множество лет. Они советуют не есть в ночных рейсах, пить много воды, беречь ноги от перегрузок давления и прислушиваться к своему организму.
Кстати, считается, что на самолете процессы старения в организме замедляются за счет уменьшенного количества кислорода. 🙂 Кроме того, мы имеем потрясающую возможность предупредить и остановить многие болезни во время ежегодных медицинских проверок.
В конце концов, эта работа очень сильно затягивает и порой очень сложно уйти, и даже сейчас, когда вирус, потрясший человечество, продолжает разрушать многие сферы жизни, где и авиация не стала исключением...