С какого возраста дети должны знать о Великой Отечественной войне?
Мне кажется, об уроках ТОЙ войны, которая ни одну семью не обошла стороной, стоит начинать разговор и с самыми маленькими, а уж со школьниками младших классов и подавно. Тем более, что существует много хороших, проверенных временем книг. Как не вспомнить, например, замечательный сборник Алексеева «Сто рассказов о войне».
Есть и короткие по объему, но глубокие по содержанию рассказы, которые можно прочитать детям вслух, которые и сами дети прочитают с удовольствием. Каждый из них во-первых, написан очень хорошим, НАСТОЯЩИМ языком, а во-вторых, заставит о многом задуматься, задать вопрос о героях своей семьи.
Борис Рябинин «Чапа из Ленинграда»
Первый раз прочитала Рябинина собственному сыну, привлекло название - у нас был собственный песик Чапа. Читала и обливалась слезами, сын, конечно, держался, но повествование захватило и его.
В блокадном Ленинграде мальчик Вовка спасает собаку, которая во время взрыва попала в реку. Эрдель-терьер привязался к мальчишке и стал повсюду за ним ходить хвостиком. Так у Вовки появилась собака.
«А кормить чем будешь? — спросили Вовку товарищи. В городе уже начинался голод, хлеб и другие продукты выдавали строго по карточкам и ограниченно. — Прокормимся, — уверенно, тоном взрослого, ответил Вовка и положил руку на голову Чапы, как бы давая понять: не бойся, со мной не пропадешь… Вовка решал этот вопрос очень просто: кусок себе, кусок Чапе. Матери нет, на работе, все равно никто не увидит, ругать будет некому. И потом — за что ругать: раз друзья, — значит, все поровну. Собак и кошек в Ленинграде становилось все меньше и меньше. Понемногу пропадали голуби, воробьи, галки. Говорили, что их ловят и едят: голод-то не тетка! Но Чапа благоденствовала. Правда, с течением дней бока у нее тоже западали все больше, шея становилась тоньше, и этого не могла скрыть даже сильно отросшая шерсть; худел и Вовка, но он утешался мыслью, что так, худому-то бегать легче».
Герои вместе тушили на крыше фугаски, стояли в очереди за хлебом, а потом собака и вовсе стала связным ПВО. И все бы хорошо, если бы... Если бы не эвакуация на Большую землю. А животных эвакуировать нельзя. Жестоко? Наверное. Чья жизнь важнее - домашнего питомца, пусть и такого умного, состоящего на защите Родины, или человека, чье место в самолете займет Чапа? Очень тяжелый вопрос, не правда ли? Как же он разрешится в рассказе? Прочитайте обязательно - не пожалеете!
Геннадий Черкашин «Кукла»
Что такое война? Сражения и подвиги. Бомбежки и голод. Но ведь войну пережили и те, кто не воевал, кто не был на оккупированной территории, кому «повезло» жить в тылу.
Девочка была маленькой, когда началась война. Какой она ее запомнила? Стульями топили маленькую печку буржуйку, чай стал называться «белые ночи», потому что давно закончилась заварка, мама перестала быть только твоей мамой: ее надо именовать по имени-отчеству, чтобы другим детям не было обидно, ведь у многих и родителей-то уже не было.
Вот война глазами маленького ребенка. Война. А потом девочка столкнулась и с бесчеловечностью. Нет, не со стороны врага. А это еще страшнее. Однажды девочка в витрине комиссионного магазина увидела куклу.
«Куклу в витрине магазина девочка увидела случайно и сразу же узнала её. Это была Маша, её кукла, которую ей перед войной подарил дедушка, профессор. Он привёз её из Швеции, куда ездил по научным делам, привёз специально в подарок девочке в день её рождения. Когда дедушка дарил куклу девочке, все гости рассмеялись, потому что и кукла, и девочка были одного роста. Они даже спали в одной кроватке, и девочку всегда удивляло, почему Маша такая послушная: сразу же, как только мама укладывала её в кровать, она закрывала глаза, и мама говорила: «Вот видишь, какая Машенька умница, видишь, она уже и глазки закрыла, и в кроватке не вертится, как ты, а лежит тихо-тихо, спит».
Каждый день после школы девочка приходит к витрине, чтобы поговорить со своей любимицей. И ждет, когда у мамы достанет денег, чтобы куклу выкупить, чтобы Машенька вернулась ДОМОЙ, ведь ни дедушка, ни бабушка уже вернутся не смогут.
Очень грустный и трогательный рассказ даже не столько о войне, сколько о том, КАКИМ должен быть человек.
Кир Булычев «Можно попросить Нину?»
В основе этого простого, искреннего рассказа лежит фантастическая история. Герой из 1972 года звонит Нине, но трубку берет другая девочка Нина, которая живет... в блокадном Ленинграде. Между ними состоялся очень старинный для обоих разговор:
«Итак, – сказал я, – открываем холодильник.
– А вы можете телефон носить с собой? Никогда не слышала о таком.
- Конечно, могу. А ваш телефон где стоит?
– В коридоре. Он висит на стенке. И что у вас в холодильнике?
– Значит, так… что тут, в пакете? Это яйца, неинтересно.
– Яйца?
– Ага. Куриные. Вот, хотите, принесу курицу? Нет, она французская, мороженая. Пока вы ее сварите, совсем проголодаетесь. И мама придет с работы. Лучше мы возьмем колбасы. Или нет, нашел марокканские сардины, шестьдесят копеек банка. И к ним есть полбанки майонеза. Вы слышите?
– Да, – ответила Нина совсем тихо. – Зачем вы так шутите? Я сначала хотела засмеяться, а потом мне стало грустно.
– Это еще почему? В самом деле так проголодались?
– Нет, вы же знаете.
– Что я знаю?
– Знаете, – настаивала Нина. Потом помолчала и добавила: – Ну и пусть! Скажите, а у вас есть красная икра?
– Нет, – признался я. – Зато есть филе палтуса.
– Не надо, хватит, – сказала Нина твердо. – Давайте отвлечемся. Я же все поняла.
– Что поняла?
– Что вы тоже голодный. А что у вас из окна видно?»
Мистический звонок каждому из нас показывает, как хрупко на самом деле существование и как важно иногда просто сказать доброе слово, помочь, поддержать.
Это совершенно замечательный рассказ о войне, в котором не прозвучит ни один выстрел, зато он формирует представление о том, на самом деле тяжело было людям в блокадном Ленинграде.
Юрий Яковлев «Девочки с Васильевского острова»
Любой рассказ Яковлева - маленький шедевр, находка, которая поможет выстроить с детьми разговор на любую тему. «Девочки с Васильевского острова» не исключение. Совсем коротенький - две страницы, написанный от лица Вали Зайцевой, которой столько же лет, сколько было Тани Савичевой в 1942 году.
«Она могла бы давно уже вырасти, стать учительницей, но навсегда осталась девчонкой... Когда бабушка посылала Таню за керосином, меня не было. И в Румянцевский сад она ходила с другой подружкой. Но я все про нее знаю».
Память - вот что самое важное в наше время. Память, ведь время может стереть все, даже имена героев. В этом смысле рассказ Яковлева лучший.
«Моя подружка Таня Савичева не стреляла в фашистов и не была разведчиком у партизан. Она просто жила в родном городе в самое трудное время. Но, может быть, фашисты потому и не вошли в Ленинград, что в нем жила Таня Савичева и жили еще много других девчонок и мальчишек, которые так навсегда и остались в своем времени. И с ними дружат сегодняшние ребята, как я дружу с Таней».