Что такое самолет ДРЛО или как его называют на Западе АВАКС? Это система, без которой любые даже самые передовые самолеты решаются большей части своего функционала.
Самолёт дальнего радиолокационного обнаружения и управления- есть глаза, уши и мозг ВВС любой развитой страны. Создавать такие самолеты могут только избранные страны, среди которых Россия, США, Китай и Израиль. Технологии создания машин не менее секретна чем технология производства МБР и лишь одно появление самолета ДРЛО в небе может решить исход любого воздушного боя.
Первые самолеты ДРЛО появились в 1945 на вооружении армии США, а к середине 1960-х, такие машины уже активно применялись станами НАТО и Варшавского Договора.
С 1965 по начало 1980 основой советского авиапарка ДРЛО стал Ту-126, но с началом эксплуатации, самолет показал себя неважно. Виной тому было не только несовершенное бортовое радиоэлектронного оборудование, но и плохие условия обитаемости экипажа в силу плохой тепло-шумоизоляции на борту.
Гул двигателей был настолько силен, что операторы бортовых установок не могли находиться на своем посту более 3 часов, отсюда и необходимость в сменном экипаже. Кроме того, самолет в ходе полета накапливал статическое электричество и за некоторые детали просто нельзя было браться, в противном случае, можно было получить сильнейший удар током.
В начале 1980-х самолет стал заменяться на ДРЛО версии Ту-95, но и они не могли удовлетворить требования военных.
Чтобы исправить ситуацию, началась разработка А-50.
Самолет не случайно проектировался на базе тяжелого транспортника Ил-76. Оборудованный по последнему слову техники, А-50 нес на себе оборудование массой до 20 тонн и еще немалый вес занимали генераторы энергии.
Трудоемкость создания А-50 в сравнении со стандартным Ил-76МД, была выше в 7-8 раз, а стоимость единицы доходила до космических по тем временам $250 миллионов, что учетом инфляции сегодня смело можно умножать на 10. По тем временам, А-50 стоил дороже чем Ту-160 или Ан-124 Руслан со всем необходимым оборудованием.
Первые машины вступили в строй в середине 1980-х и долгое время оставались самыми секретными самолетами ВВС СССР. Первое фото уникальной машины было получено в США лишь в 1988 году.
Запустить массовую поставку самолетов в строй помешал развал СССР. К моменту 1991 года в ВВС значилось лишь 8 таких самолетов, тогда ВВС США имели более 50 бортов.
В какой то мере, сохранить компетенцию в 90-х годах помогли индийские партнеры. Индия приобрела 3 А-50ЭИ, с несколько упрощенным функционалом и даже при этом, эти самолеты ценятся местными ВВС на вес золота.
Возможности А-50 и правда впечатляют. Этот самолет способен контролировать воздушное пространство на 800 км, обнаруживать крылатые и баллистические ракеты и при этом, давать наводку более чем на 30 целей единовременно.
Сегодня на смену А-50 в России приходит новый комплекс А-100, о котором в силу повышенной секретности мало, что известно.
Дорогие друзья, нам очень важна ваша поддержка- подписывайтесь на канал, ставьте палец вверх. Вам не сложно, а нам приятно😉