Найти тему
SpaceForYou

А-50. Важный и самый дорогой самолет России

Что такое самолет ДРЛО или как его называют на Западе АВАКС? Это система, без которой любые даже самые передовые самолеты решаются большей части своего функционала.

Самолёт дальнего радиолокационного обнаружения и управления- есть глаза, уши и мозг ВВС любой развитой страны. Создавать такие самолеты могут только избранные страны, среди которых Россия, США, Китай и Израиль. Технологии создания машин не менее секретна чем технология производства МБР и лишь одно появление самолета ДРЛО в небе может решить исход любого воздушного боя.

Первые самолеты ДРЛО появились в 1945 на вооружении армии США, а к середине 1960-х, такие машины уже активно применялись станами НАТО и Варшавского Договора.

С 1965 по начало 1980 основой советского авиапарка ДРЛО стал Ту-126, но с началом эксплуатации, самолет показал себя неважно. Виной тому было не только несовершенное бортовое радиоэлектронного оборудование, но и плохие условия обитаемости экипажа в силу плохой тепло-шумоизоляции на борту.

Гул двигателей был настолько силен, что операторы бортовых установок не могли находиться на своем посту более 3 часов, отсюда и необходимость в сменном экипаже. Кроме того, самолет в ходе полета накапливал статическое электричество и за некоторые детали просто нельзя было браться, в противном случае, можно было получить сильнейший удар током.

В начале 1980-х самолет стал заменяться на ДРЛО версии Ту-95, но и они не могли удовлетворить требования военных.

Чтобы исправить ситуацию, началась разработка А-50.

Самолет не случайно проектировался на базе тяжелого транспортника Ил-76. Оборудованный по последнему слову техники, А-50 нес на себе оборудование массой до 20 тонн и еще немалый вес занимали генераторы энергии.

Трудоемкость создания А-50 в сравнении со стандартным Ил-76МД, была выше в 7-8 раз, а стоимость единицы доходила до космических по тем временам $250 миллионов, что учетом инфляции сегодня смело можно умножать на 10. По тем временам, А-50 стоил дороже чем Ту-160 или Ан-124 Руслан со всем необходимым оборудованием.

Первые машины вступили в строй в середине 1980-х и долгое время оставались самыми секретными самолетами ВВС СССР. Первое фото уникальной машины было получено в США лишь в 1988 году.

новейший А-100
новейший А-100

Запустить массовую поставку самолетов в строй помешал развал СССР. К моменту 1991 года в ВВС значилось лишь 8 таких самолетов, тогда ВВС США имели более 50 бортов.

В какой то мере, сохранить компетенцию в 90-х годах помогли индийские партнеры. Индия приобрела 3 А-50ЭИ, с несколько упрощенным функционалом и даже при этом, эти самолеты ценятся местными ВВС на вес золота.

Возможности А-50 и правда впечатляют. Этот самолет способен контролировать воздушное пространство на 800 км, обнаруживать крылатые и баллистические ракеты и при этом, давать наводку более чем на 30 целей единовременно.

Сегодня на смену А-50 в России приходит новый комплекс А-100, о котором в силу повышенной секретности мало, что известно.

Дорогие друзья, нам очень важна ваша поддержка- подписывайтесь на канал, ставьте палец вверх. Вам не сложно, а нам приятно😉