Новый фильм «Ржев» — о жесточайшей битве войны. О ней долго молчали из-за неудач: Сталин приказал взять город в январе 1942-го, но взяли его лишь в марте 1943-го.
Военная драма «Ржев» режиссера Игоря Копылова — напоминание о битве, которая долгое время была незаслуженно забытой. В фильме мы видим один день, одну советскую роту, тяжелый бой за одну деревню. Это лишь фрагмент не самой прославленной Ржевской битвы, которая длилась 14 месяцев и в которой пали сотни тысяч красноармейцев. Однако эффектной победы добиться Красной армии здесь так и не удалось. Немцы отступили только после сталинградской катастрофы, и 3 марта 1943 г. во Ржев, за который дрались больше года, вступили наконец советские воины.
Память о Ржевской битве была вытеснена историями побед — памятью о сражениях под Москвой, в Сталинграде, под Курском, боями за Берлин. Хотя в 1990—2000-е сначала ветераны, а затем и историки стали рассказывать о Ржеве, но и сегодня о той битве мало кто вспомнит.
Ржевский выступ: «трамплин для прыжка в Москву»
Почему именно за Ржев бились так отчаянно? Мощное контрнаступление Красной армии под Москвой, начатое 5 декабря 1941 года, привело к образованию «ржевского выступа» на линии фронта — «ключа» к Москве, плацдарма, с которого вермахт потенциально мог пытаться вновь наступать на советскую столицу, расстояние до которой составляло около 150 км. Потому было так важно ликвидировать этот выступ, желательно путем разгрома 9-й немецкой армии, а следом и вообще группы армий «Центр». По той же причине противник яростно оборонял выгодные позиции.
Здесь советское командование с января 1942-го по март 1943 г. провело несколько наступательных операций, но всем им многого недоставало для победы. Экономика на военные рельсы переходила постепенно: не хватало снарядов, боеприпасов к стрелковому оружию, противотанковых средств, авиация (в воздухе еще господствовали самолеты люфтваффе), солдаты испытывали серьезный недостаток продовольствия, и в начале 1942 г. у многих просто не хватало сил рыть окопы, когда это было необходимо.
Капитан Александр Шумилин вспоминал, как войска постоянно получали пополнение за пополнением, неся большие потери. В его роте ему приходилось еженедельно заново знакомиться с личным составом. При этом «военному делу прибывающие красноармейцы не были обучены.
Генерал Хорст Гроссман неслучайно назвал свою книгу о битве «Ржев — краеугольный камень Восточного фронта». Здесь тоже решалась судьба войны. Советские жертвы не были напрасны. Хоть Красная армия подо Ржевом не достигала поставленной в наступательных операциях цели, но сильный урон врагу она все равно наносила, приближая тем самым Победу. Оборонявшиеся на ржевском выступе немецкие силы были скованы и не оказались в решающий момент под Сталинградом.