Исторически Москву очень любили перестраивать. Многие правители старались оставить свой след в архитектуре столицы и больше всех остальных в этом отношении отличился Сталин. Руководствуясь бытовавшими на тот момент представлениями о передовом градостроительстве он задумал полностью реконструировать исторический центр, превратив Москву в современную столицу первого в мире коммунистического государства. Из-за начала войны эти планы не были воплощены в жизнь в полной мере, тем не менее наш город тогда потерял большое количество неординарных памятников истории и архитектуры. Навскидку могу назвать Сухаревскую башню, Китайгородскую крепостную стену, Красные ворота, Симонов монастырь, Триумфальные ворота, храм Христа Спасителя, Воскресенские ворота на Красной площади. Некоторые декоративные элементы, уничтоженных исторических построек были перевезены в музей архитектуры в стенах Донского монастыря. Если повезёт их и сейчас можно увидеть там.
Перед тем, как посмотреть на останки снесённых шедевров, я прогулялся вдоль крепостной стены. Рядом с ней лежат обломки старинных надгробий. Моё внимание привлёк камень с буквами, похожими на арабские. Я сперва подумал, что надпись вырезана на старотатарском языке, а памятник был сделан для покойного татарина, перешедшего в православие. Через пару минут всё же разобрался, что это никакие не буквы, а арабские цифры в своём истинном облике. Мало напоминают современные цифры, да? Числа обозначают 1232 год по исламскому летоисчислению, то есть это примерно 1817 год по григорианскому календарю.
Рядом лежат осколки могильной плиты с надписями то ли на латыни, то ли на немецком.
Торс античного война.
Старинные русские надгробия с трёхконечными вилообразными крестами были очень распространены до раскола при патриархе Никоне.
Тут начинается самый интересный участок стены, ради которого многие и посещают монастырь. Как известно, в 1931 году в Москве был взорван храм Христа Спасителя. Несколько горельефов с его стен были установлены в закрытом Донском монастыре. Кто их спас история умалчивает, но предположительно это сделал Алексей Щусев - именитый архитектор, автор проекта мавзолея Ленина и генерального плана развития Москвы. Через три года там открылся музей архитектуры и горельефы стали его экспонатами.
Здесь изображена встреча Авраама в компании пленённых им царей с Мельхиседеком. Однажды Авраам узнал, что на Содом в котором жил его племянник Лот, напала армия эламского царя Кедорлаомера и дружественных ему царей. Они разграбили город и увели его жителей в плен. Авраам сразу же вооружил 318 своих рабов, догнал противника, атаковал его ночью, после чего одержав победу в битве, освободил горожан Содома и вернул всё захваченное имущество.
После возвращения из похода Авраам получил благословение Мельхисидека - царя Салима.
Согласно житию Георгия Победоносца, он был римским воином при императоре Диоклетиане и за свои христианские убеждения подвергся жестоким пыткам, после чего был казнён.
Этот горельеф изображает встречу Давида, победившего Голиафа. Два бойца были выбраны своими соплеменниками для схватки, которая должна была решить исход всей битвы. Голиаф был необычайно большим, умелым и сильным филистимлянским воином, а будущий царь Израиля и Иудеи Давид, напротив был молод и не имел никакого оружия, кроме пращи. Точным броском камня Давид поразил мощного филистимлянина в лоб, после чего отсёк ему голову его же мечом. Увидев гибель своего богатыря, филистимлянское войско обратилось в бегство.
С левой стороны горельефа стоят женщины, ждущие возвращения своих мужчин из похода.
Справа идут иудейские воины, один из которых несёт большую голову Голиафа на палке. Кто-то скажет, что доспехи евреев никак не могут соответствовать реальному историческому облику, но постойте, ведь мы говорим о Ветхом Завете. О какой точности в изображении событий, описанных в нём вообще может идти речь? Они чисто легендарные, никто точно не может знать, что конкретно происходило в те далёкие времена.
Скульптура пророчицы Мириам - старшей сестры Моисея.
Единственный сохранившийся горельеф с изображением события русской истории показывает Сергия Радонежского, благославляющего князя Дмитрия Донского перед Куликовской битвой.
Настоящее наслаждение рассматривать в деталях оружие и доспехи русских воинов, вырезанные из камня с поразительной детализацией.
Это видимо Александр Пересвет и Родион Ослябя.
Забыл сказать, что все горельефы делались скульптором Александром Логановским в течение примерно десяти лет. Их было намного больше и мне интересно, какими бы словами мастер назвал людей, принявших решение о разрушении самых масштабных его творений.
В Донском монастыре также сохранились каменные наличники с Сухаревской башни, соборный портал из разрушенного Троицкого Макарьева монастыря в Калязине, два резных наличника и портал церкви Успения Пресвятой Богородицы на Покровке, кирпичные наличники и надгробные плиты из церкви Николая Чудотворца в Столпах и другие остатки снесённых памятников истории. К сожалению посмотреть их не получилось, так как участок крепостной стены на которой они установлены сейчас реставрируют. Впрочем и раньше туда редко пускали, остаётся смотреть на могилы дворян, купцов и прочих именитых людей на местном погосте. Благо тут они каким-то чудом сохранились в неплохом состоянии.
Есть и небольшое количество современных захоронений. Здесь погребён писатель Александр Солженицын, известный своими сочинениями - «Архипелаг Гулаг», «Матрёнин двор», «В круге первом», «Один день Ивана Денисовича». Несмотря на специфический стиль изложения и некоторые исторические ошибки я всегда ценил его прозу. В то время было попросту невозможно написать о репрессивной машине сталинского времени не допустив некоторые неточности, ведь точные сведения о ней были засекречены, недоступны для обычного человека. Во многом они таковыми остаются по сей день.
Часовня-усыпальница фабриканта Левченко.
Весьма фривольный по меркам православного кладбища памятник на могиле сенатора Козлова. Там, где я размыл фотографию всё самое интересное не было закрыто тканью.
Некоторые надгробия пребывают в плохом состоянии. Все кто знал людей, которые лежат под ними давно умерли, а их потомки вероятно проживают в других странах и вряд ли даже умеют разговаривать по русски.
Под этим необычным памятником в форме дерева с обрубленными ветками похоронен секунд-майор Василий Васильевич. Скончался в 1794 году в возрасте двадцати девяти лет и шестнадцати дней. Не так уж много довелось пожить мужчине, уж не означает ли форма памятника, что он ещё и детьми не успел обзавестись?
В 2005 году в Донском монастыре был захоронен прах одного из лидеров белого движения генерала Антона Деникина и его жены, привезённый из США. Рядом с ними были погребены останки философа Ивана Ильина и его супруги.
Через два года на этом же месте было захоронено тело генерала Владимира Каппеля, обнаруженное в китайском Харбине.
Незабвенному другу. От неутешного супруга с четырьмя сиротами.
Этот склонившийся ангел стоит на могиле Анны Петровны Кожуховой (в девичестве Трубецкой). Её мужем был Алексей Степанович Кожухов - герой русско-турецкой войны 1806-1812 годов и Отечественной войны 1812 года. После войны он стал курским губернатором и как говорят злые языки -«брал взятки в четыре руки». После воцарения Николая I его подозревали в причастности к декабристам и несколько месяцев продержали в заключении в Петропавловской крепости. Позже освободили за недостаточностью доказательств.
Внезапно среди изысканных и дорогих памятников состоятельных людей возникает скромный маленький крестик из грубых металлических реек.
Донской монастырь без сомнения является одной из самых блистательных достопримечательностей старой Москвы. Обязательно посетите его если живёте в этом городе или если остановились тут проездом. У меня всё, спасибо за дочитывание.