Китайский шоу-бизнес – вещь, с которой большинство россиян, скорее всего, ни разу не сталкивались. «Поднебесная» – это вообще вещь в себе, несмотря на относительную открытость для мира. Для медиарынка, нацеленного исключительно на внутреннюю аудиторию, это утверждение более чем справедливо. Дальневосточники давно научились на нем зарабатывать, но есть и обратная сторона медали. Подробности – в нашем материале.
Петь, так в Китае
Лет десять назад в Харбине я смотрел по телевизору местное музыкальное шоу – эмоции, надо сказать, непередаваемые. На сцене попеременно выступали тридцатилетние дядьки в стильных костюмах, пели что-то среднее между диско восьмидесятых и попсой нулевых. Их окружало море орущих радостных фанаток, средний возраст которых составлял лет пятнадцать. Громко, ярко, вычурно – и, как можно догадаться, совершенно неэкспортируемо. Однако самим китайцам вполне нравилось. А вот что касается импорта культуры – здесь Китай не знает себе равных.
Для Дальнего Востока шоубизнес в КНР – не просто странная диковинка, но и рынок, где можно заработать.
Это бездонная ниша, в которой европейцы (особенно симпатичные) по-прежнему ценятся просто за свое некитайское происхождение, а уж если они еще и поют… За последние десять-пятнадцать лет Китай стал идеальной площадкой для заработков местечковых «звезд». Провинциальные певцы и танцоры в Приморье, Хабаровском крае, Бурятии, Забайкалье без проблем делают деньги, гастролируя по городам соседней страны. С наиболее успешными из них местные продюсеры заключают контракты.
После падения курса рубля российские таланты Китаю особенно выгодны. Танцовщицы гоу-гоу, фотомодели, музыкальные коллективы – они обходятся продюсерам куда дешевле соотечественников.
Шоу-бизнес в Китае давно поставлен на поток, в том числе, по части сотрудничества с Россией. Так что на Дальнем Востоке несложно разжиться контактами для организации гастролей в Китае – или же для участия в одном из миллиарда музыкальных шоу. Однако это не значит, что здесь нет никаких подводных камней.
Делают людей с нуля
Очень показательным является нашумевшая история с владивостокским музыкантом Лелушем (в миру Вячеслав Иванов). Он случайно попал на музыкальное шоу – его внешность очень уж приглянулась организаторам. Парень нехотя согласился, так как ему обещали быстрый вылет – мол, споешь один раз и все. Однако зрителям парень понравился, несмотря на полное отсутствие вокальных данных. И Лелуш дошел почти до конца.
По ходу дела он признавался в ненависти к шоу, рассказывал о том, что мечтает с него сбежать, и просил о помощи. Однако против подписанного контракта не попрешь – парень сам подписывал бумаги, которые запрещали ему самовольно покидать проект. В противном случае Лелушу грозил большой штраф. «Освободился» россиянин совсем недавно и уже прилетел во Владивосток.
«Для шоубизнеса в КНР типичны жесткие условия, в которых работают исполнители. Особенно, если мы говорим о каком-нибудь подобии «Фабрики звезд». Там всегда заключаются жесткие контракты. Продюсеры фактически создают исполнителей с нуля, часто диктуют им, как следует себя вести. Само собой, это делается с расчетом на прибыль. Конечно, за это могут хорошо платить. Но в этой системе нельзя просто взять и отказаться от сотрудничества из-за нежелания что-то делать», - рассказал «ФедералПресс» солист группы «Starcardigan» Иван Сосновцев.
Стоит учитывать, что китайцы зачастую не очень хорошо относятся к иностранцам. Так что во многих случаях россиянам не стоит надеяться на их отзывчивость. Никаких устных договоренностей – все должно быть четко прописано и объяснено обеим сторонам. Казалось бы, простая истина, но в сфере развлечений о таких моментах порой не думают. Именно поэтому на профессиональных форумах всегда есть «черные списки» китайских компаний, которые обманывают талантливых (или не очень) россиян с выплатами.
«На самом деле, нельзя назвать такую практику уникальной. То же самое происходит и в российском шоу-бизнесе: участники шоу вроде проекта «Голос» тоже связаны различными контрактами. Просто в случае с Китаем есть два важных фактора. Во-первых, там в принципе более жесткие условия. Во-вторых, это все-таки другая страна, и российские певцы и модели там чужие, к ним свое отношение», - поделилась с «ФедералПресс» приморская певица LюSea.
Впрочем, несмотря на это, российский поток деятелей искусства в Китай не ослабевает. Оно и понятно: зритель и слушатель в КНР будет всегда, а зарплата в валюте (пусть даже китайской) выгоднее, чем в рублях. А на десять Лелушей всегда найдется двадцать вполне успешных талантов.