Красный и жёлтый – с ними всё ясно: они запрещают движение. Но когда они не горят, когда снят запрет, неужели без наличия зелёного невозможно догадаться, что можно ехать или идти? Всё, что не запрещено законами и правилами, то и разрешено в приличном демократическом обществе. А в просто приличном имеются ещё и моральные, этикетно-культурные барьеры. Однако и за их пределами вольный человек может свободно действовать, как ему вздумается. И не ищет для этого никаких зелёных фонарей поблизости. Или всё же ищет?
Кажется, и ребёнку послеясельного возраста вполне доступно для понимания: ежели не горят запрещающие жёлтый, красный или оба сразу, значит, можно свободно ехать или переходить дорогу. Зачем же очевидную мысль подкреплять ещё и зелёным светом? Там, где на светофорах загораются зелёные стрелки, чтобы разрешить поворот, – от этого, разумеется, никуда не денешься. Но во всех остальных случаях к чему в мировых масштабах процветает воистину гигантский перерасход электроэнергии, металла, стекла, лампочек, светодиодов? Ведь если не учитывать работу по установке светофоров, которая необходима при любом количестве цветов, треть всей остальной стоимости улетучивается в виде бессмысленного зелёного света. Зачем?
Как ни удивительно, вразумительного ответа на этот вопрос не существует! Большинство ссылается на традиции, заложенные ещё в те времена, когда люди боялись паровозов. Тогда какой-нибудь сельской барышне, выбравшейся в город, нужно было немало мужества, подкрепляемого успокоительным зелёным светом, дабы перебраться через дорогу, где только что рычали и бибикали жуткие городские исчадия. А нынче, мол, уже поздно ломать сложившиеся стереотипы. Иные считают, что дорога есть объект повышенной опасности и потому требует от всех участников движения по ней или через неё полуармейской, если не стопроцентно военной, дисциплины. В казарме, дескать, все прекрасно знают, когда положено отходить ко сну, однако никто не приляжет на свою койку, покуда не прозвучит заветное: «Отбой!» Вот и зелёный в светофоре является этакой разрешающей командой.
Третьи уверены, что тут срабатывает пресловутое правило самого медленного корабля в эскадре, к скорости которого вынуждены приноравливаться все остальные, какими бы быстроходными они ни были. То есть общество вынуждено равняться на … как бы это пополиткорректней выразиться, не самых умных представителей рода человеческого.
Казалось бы, чего проще овладеть возможными новыми правилами переезда или перехода дороги, регулируемой светофорами без зелёного света! Мигает жёлтый свет – значит, вскоре загорится красный. Горят ровным светом оба – стало быть, сейчас они выключатся, и проезд либо переход будут свободны. Всё! Ситуация тем более упрощается, если учитывать, что нынче всё больше появляется светофоров с таймерами, которые показывают, через сколько секунд вырубится тот или иной свет. Тут уже даже полным идио… извините, тут уж совсем проще некуда!
И тем не менее от «зелёного» пока никто и не думает отказываться. Почему же? Да потому, что в любом обществе преобладает масса граждан, которые при каждом своём более или менее ответственном шаге ищут на то разрешающего сигнала. Он может исходить от «умных голов» в телевизоре, от модных поветрий, от рекламы, от одобрения друзей и подруг, от Интернета… Да мало ли ещё откуда может поступить «зелёный свет», без которого большинству в сегодняшнем регламентированном вдоль и поперёк потоками информации обществе не сделать ни шага. Куда уж в такой ситуации изымать его из светофора!