Найти тему

Как управлять своей жизнью? И чему надо учить детей?

Не отвлекаться! И быть сосредоточенным на текущей задаче. Если это игры с ребенком – то на ребенке, если работа – то на выполнении рабочих задач, если это встреча с друзьями – то на них. И тут вопрос: а как это сделать?

-2

Нир Эяль в книге «Неотвлекаемые. Как управлять своим внимание и жизнью», вышедшую в этом году в издательстве «Манн, Иванов и Фербер», предлагает свой план. Основная мысль: в сложившейся ситуации не виноваты интернет, смартфоны или какие-то современные технологии. Все дело в нас самих. И выявить коренную причину отвлечения – важный этап работы.

-3

Все действия он делит на два противоположных: вовлечение (приближение к тому, что мы хотим) и отвлечение (отдаляющее от нужного). Его план состоит из 4 шагов:

1. Контролировать внутренние раздражители.

2. Предупреждать отвлечение.

3. Управлять внешними раздражителями.

4. Выделять время на вовлечение.

-4

Внутренние раздражители – это отвлекающие сигналы изнутри: захотелось поесть, замерзли, тревожно, грустно и так далее. Внешние – это все из окружающей среды: люди, животные и гаджеты.

Основа нашей мотивации –желание избавиться от дискомфорта. И это заложено в нас эволюцией. Мы никогда не будем довольны тем, что есть. Дискомфорт веками побуждал нас к действиям, помогая выживать.

-5

Выделяют 4 психологических фактора из-за которых мы никогда не будем удовлетворены: скука, сдвиг в сторону негативного, склонность к навязчивому обдумыванию (руминация или «мысленная жвачка») и гедонистическая адаптация (возвращение в привычное состояние). Понять это и начать контролировать – это шаг к улучшению жизни. И если мы хотим не отвлекаться, надо научиться справляться с дискомфортом.

-6

Для меня самое сложное справиться с внутренними раздражителями: с желанием отвлечься, переключиться и сделать что-то более легкое. Вот 4 шага, которые рекомендует автор:

1. Выявите чувство дискомфорта, предшествующее акту отвлечения, сосредоточившись на внутреннем раздражителе.

2. Опишите раздражитель: зафиксируйте время, отметьте, чем вы занимались, что чувствовали, обратите внимание на телесные ощущения.

3. Исследуйте свои ощущения: внимательно слушайте тело, наблюдайте. Попробуйте прием «Листья на поверхности ручья»: представьте себя сидящим на берегу тихого ручья. По его поверхности плывут листья. Каждую вашу мысль положите на свой листик. И дайте этим листьям уплыть по течению».

4. Остерегайтесь переходных моментов: когда оно дело заканчивается и по плану вы должны начать следующее. В этом поможет «Правило 10 минут». Вы говорите себе, что отвлечетесь ровно через 10 минут. Если желание не спало, стоит попробовать прием «Листья на поверхности ручья».

-7

Еще один способ выполнения поставленных задач, это попытка добавить игровой момент, удовольствие и новизну, которые помогут удержать внимание и сосредоточенность. «Ищите интерес»! этот совет из книги Катлин Смит «Управление тревогой. Системный подход к борьбе с беспокойством на работе и в отношениях» как нельзя тут кстати. Обратите внимание, если прислушиваясь к себе, вы обнаружили много тревожности и беспокойства, то стоит прочитать и эту книгу.

-8

С внутренними раздражителями поможет справиться вера в себя, собственная внутренняя поддержка, подбадривание и сочувствие к себе. То, что вы сами себе говорите, хвалите или ругаете, цените себя или обесцениваете. Что говорит вам ваш внутренний голос? Лозунги типа «Я справлюсь! Я молодец! Я это могу» по исследованиям, действительно помогают.

-9

У всех нас есть 3 основные сферы жизни: Я, важные отношения и работа. И, как бы банально это ни звучало, каждой из этих сфер надо выделять время. Причем начинать надо с себя, потом выделять достаточно время на отношения и уже на 3-ем месте – работа. У нас же все наоборот. Мы постоянно работаем, потом дети и муж, может друзья и мы сами у себя идем по остаточному принципу. Выделяйте время в календаре, если что-то не удается, анализируйте и корректируйте расписание. На планы и анализ тоже надо выделять время.

-10

Большая часть книги посвящена внешним раздражителям. Тут очень практичные и простые по сути советы: выделите конкретное время на работу с электронной почтой, мессенджерами и прочими сообщения. Отпишитесь от всего не важного. Отключите все звуковые уведомления. Группируйте задачи. Очистите рабочий стол компьютера и удалите из телефона все отвлекающий приложения. Пользуйтесь полезными программами, облегчающими работу.

-11

Автор предлагает еще интересный способ: используйте договора. Это может быть договор самом с собой или договоренность с другими людьми. Работающий вариант – использовать в таких договорах деньги. Не выполнили условия – платите.

В книге рассматриваются также рабочие отношения, корпоративная культура и психологическая атмосфера в коллективах.

И большой важный вопрос: наши дети!

Как и со взрослыми: балом правят внутренние раздражители. Родителям важно выявить глубинные потребности. Для детей важны: автономия, компетентность и связь с другими людьми. И мы возвращаемся к нам: сколько времени мы уделяем детям и насколько оно качественно? И последнее: детей надо учить. И самое простое – своим примером.

А как обстоят дела с отвлечением у вас?

Читайте важные и полезные книги!

Нир Эяль при участии Джули Ли «Неотвлекаемые. Как управлять своим внимание и жизнью» на сайте издательства и на Лабиринте.

Катлин Смит «Управление тревогой. Системный подход к борьбе с беспокойством на работе и в отношениях» на сайте издательства и на Лабиринте.

Автор: Ирина Алпатова

Подписывайтесь на мой инстаграм