Найти тему
Иркмотор

Глубоководный робот продолжает свои мрачные находки. Как ему это удается?

Оглавление

«Зачем они туда поперлись?», «Запретить вообще ездить по льду!», «Сидели бы дома, за жен держались – остались бы живы», - подобные, а и то круче высказывания пришлось мне читать в комментариях к моему видеосюжету (ссылка на него – в конце этой статьи). На видео я показал недавнюю операцию байкальских спасателей, которые с глубины более ста метров доставали провалившуюся «Ниву» с рыбаками. Рыбаки погибли. Свое мнения выскажу чуть позже, а сейчас напомню, что же там случилось.

Рыбалка массовая

В окрестностях залива Провал на Байкале, в устье Селенги, в соседних заливах в феврале и марте начинается массовая подледная рыбалка, поскольку, как говорят рыбаки, глухозимье прошло, и рыба зашевелилась. Омуль здесь, конечно, исключение, но соровая рыба – сорога, окунь и даже щука – вполне себе есть. Поэтому на рыбалку устремляются сотни местных жителей, а также приезжие. И хотя лед в заливах приличный, бывают места, где течение его сильно подтачивает.

Зимняя рыбалка на Байкале - и хобби, и промысел
Зимняя рыбалка на Байкале - и хобби, и промысел

Все просто едут на рыбалку, друг за другом, по старым следам, в места, где лед проверенно толстый. Про безопасность тут часто не думают: байкальский лед же толстый…

Те три рыбака на «Ниве» также ехали по толстому льду, вероятно, переезжали с одной рыбацкой камчатки на другую. Как позже зафиксировали спасатели, толщина льда вокруг была до полуметра – грузовик выдержит. Но в месте провала «Нивы» она оказалась всего десять сантиметров… Что это, судьба?

Знаю немало случаев, когда людям удавалось вылезли, выпрыгнуть, выплыть из провалившегося автомобиля. Чаще, если машина уходила под лед, скажем так, ровно. Но эта «Нива» попала в промоину правыми колесами, завалилась на бок и в таком положении начала погружаться. Выбраться из нее смог только один рыбак.

Глубоководный робот

На следующий день на место, указанное спасшимся, прибыли водолазы. Представьте: минус 30 градусов, обычный байкальский ветрище, а они работают да еще и в воду ныряют. За день водолазы обследовали большой квадрат – 100 на 50 метров. Погружались под лед и пытались что-то рассмотреть на дне. Оказалось, что в этом месте слишком глубоко – водолазам со штатным снаряжением не добраться. Решено было с базы байкальских спасателей в поселке Никола вызывать глубоководный аппарат «Фалькон» (Falcon), с помощью которого можно дистанционно вести работы на глубине до 300 метров.

Снаряженный "Фалькон" весит до 60 кг - с ним смогут справиться два человека
Снаряженный "Фалькон" весит до 60 кг - с ним смогут справиться два человека

«Фалькон» - это глубоководный необитаемый аппарат шведского производства. Оснащен по последнему слову – видеокамеры, локаторы, манипулятор. По 450-метровому кабелю оператор наверху получает изображение с глубины, джойстиком управляет камерами и самим роботом.

Техническое вооружение у "Фалькона" достаточно мощное. Это позволяет выполнять большой спектр задач
Техническое вооружение у "Фалькона" достаточно мощное. Это позволяет выполнять большой спектр задач

Этот робот уже не раз доказал свою незаменимость как в поисковых операциях в Иркутской области, так и в соседних регионах. Можно даже кое-что перечислить.

В январе 2013 года «Фалькон» использовали на Байкале на глубине 80 метров. Там под лед ушли снегоходы с людьми.

2014, июнь. В бухте Сенная на глубине сто метров искали пропавшую женщину-дайвера.

2015, март. На глубине 211 метров удалось обнаружить затонувший автомобиль с рыбаками.

2016, январь. На дне найден уазик, поднято на поверхность тело погибшего водителя.

В декабре 2017 года о вынужденной посадке на лед Братского водохранилища сообщил пилот частного вертолета АS-350. К сожалению, лед не выдержал… «Фалькон» обнаружил деформированный вертолет с зажатым телом пилота на глубине 65 метров.

А в ноябре 2018 года робот в байкальском проливе Малое море на глубине 215 метров обнаружил перевернувшийся во время шторма и затонувший катер.

Как достают со дна?

Этот вопрос мне задавали читатели в том видео. Технология подъема затонувших механизмов проста и отработана. Кстати, отработана десятилетиями – с тех пор, как на льду Байкала появились первые машины. А сейчас – еще и робот в помощь.

Как в свое время объяснял начальник ГУ МЧС России по Иркутской области Валентин Нелюбов, «используем проверенный способ, которым со дна Байкала ежегодно достают порядка десяти автомобилей, - так называемый ворот. Готовится майна, намораживается необходимая толщина льда. На краю майны сооружают стрелу из бревен, на расстоянии 15-20 метров - ручную лебедку, на которую наматывается трос, заведенный под корпус поднимаемого объекта. Далее при помощи манипулятора робота, кошки и троса объект цепляется, подводится в подледное пространство. Этот способ давно отработан спасателями Иркутской области, показал свою эффективность и при подъеме крупных объектов массой более двух тонн».

Нашли и подняли

А на месте поиска затонувшей «Нивы» ждали приезда специалистов с «Фальконом». Из Николы, которая находится на иркутском берегу Байкала, в село Посольское в Бурятии надо ехать вокруг озера, а это под четыреста километров. Поэтому КАМАЗ с глубоководным роботом прибыл только на следующие сутки.

С утра «Фалькон» запустили в майну, и поиски продолжились. Вскоре по данным с робота установили глубину, она оказалась значительно больше, чем предполагалось ранее. А вскоре на мониторе спасатели увидели и «Ниву». Та находилась на глубине 146 метров, стояла на крыше. Погибших видно не было, поскольку в салоне плотно плавали различные вещи. Было принято решение о подъеме автомобиля.

Картинка, которую на поверхность передает глубоководный аппарат. "Ниву" он обнаружил на глубине 146 метров, она стояла на крыше
Картинка, которую на поверхность передает глубоководный аппарат. "Ниву" он обнаружил на глубине 146 метров, она стояла на крыше

Вскоре его подняли по технологии, описанной мною выше. Оба утонувших рыбака находились внутри…

Автомобиль подняли, погибшие рыбаки были в салоне
Автомобиль подняли, погибшие рыбаки были в салоне

Видео о той поисковой операции

Мое мнение

Друзья, еще несколько слов специально для комментаторов, которые в комментариях к видео той поисковой операции всячески негативно и весьма неприлично отзывались и о погибших, и рыбаках на байкальском льду.

Во-первых, нормальный человек никогда не скажет плохо о погибшем. Неважно, какой была та критическая ситуация. Поэтому призываю сначала думать, а потом тыкать кнопки своей клавы.

И, во-вторых, рыбаки на льду Байкала – это не какие-то фрики или люмпены. Это люди, имеющее прекрасное хобби, люди увлеченные. Кстати, немало среди них тех, кого Байкал действительно кормит – на берегах озера живут тысячи рыбаков, которые в нескольких поколениях уже занимаются этим промыслом. Надо уважать и этих людей.

Спасибо!

Видео об этой поисковой операции здесь

Видео про беспечных водил, утопивших сразу два своих грузовика в апреле, здесь

Фото предоставлены ГУ МЧС по Иркутской области

Друзья, если вы дочитали, и вам понравилось, ставьте лайки и подписывайтесь :)