19,6K подписчиков

Названия за окном электрички: от Петербурга до Невской Дубровки

5,6K прочитали

В очередной раз отправляемся с Финляндского вокзала Санкт-Петербурга. Это был единственный вокзал в Ленинграде, который действовал во время блокады. Именно здесь начиналась железнодорожная ветка «Дороги жизни», которая связывала Ленинград с переправой через Ладожское озеро и Большой землёй.

По Выборгскому и Приозерскому направлению мы путешествовали раньше. Сегодня наша электричка отправляется по Ладожскому направлению.

В значительной степени оно совпадает с бывшей Ириновской железной дорогой, об истории которой мы рассказывали. Итак, отправляемся в путь, читаем названия станций и платформ. Читаем нашу историю.

Ржевка

Железнодорожная станция Ржевка появилась в 1892 году на узкоколейной Ириновской железной дороге, однако, ничто не напоминает о её столь древнем происхождении. Старое здание вокзала снесли в 2005 году при строительстве Кольцевой автодороги, эстакада которой нависает над платформой.

Старый вокзал Ржевки, обреченный на снос (фото ru1aq)
Старый вокзал Ржевки, обреченный на снос (фото ru1aq)

Своё название станция Ржевка получила по имени Ржевской слободы, основанной ещё в 30-х годах 18 века. В начале 19 века в Ржевской слободе появилось одно из военных поселений, которые возникали тогда по всей России по инициативе графа Аракчеева. От него и сейчас сохранилось несколько офицерских и солдатских казарм, которые можно увидеть справа по ходу движения, когда электропоезд проезжает под эстакадой Кольцевой автодороги.

Со станцией Ржевка связан трагический эпизод блокады Ленинграда. Продовольствие, медикаменты и боеприпасы с «Большой земли» прибывали сначала сюда, а затем развозились по всему городу. Здесь начинался транспортный «Ржевский коридор», который особенно сильно обстреливался немцами.

На станции снималась одна из сцен фильма «Максим Перепелица». На нее герой фильма возвращается домой. Здесь же начинается фильм «Старший сын», где герои М. Боярского и Н. Караченцева опаздывают на последнюю электричку.

о.п. Пост Ковалёво, пл. Ковалёво

Мы подъезжаем к остановочному пункту «Пост Ковалёво», расположенному между станцией Ржевка и платформой Ковалёво. Название «Пост Ковалёво» напоминает о том, что ранее здесь существовала железнодорожная ветка, отходившая по направлению к станции Заневский Пост.

Храм у Ковалёвского кладбища (фото Nonexyst)
Храм у Ковалёвского кладбища (фото Nonexyst)

Следующая за Постом Ковалёво платформа Ковалёво, пожалуй, самая скорбная остановка на нашем пути. Большинство пассажиров, которые пользуются ей, – это посетители Ковалёвского кладбища, одного из самых молодых погребальных мест Петербурга. Его открыли в 1984 году. Оно считается, если можно, конечно так говорить, непрестижным, так как расположено сравнительно далеко от города. Но есть среди местных захоронений и несколько знаменитых. На Ковалёвском кладбище похоронен рок-поэт и музыкант Александр Башлачёв.

И ещё одно печально известное место находится рядом с платформой Ковалёво. За Ковалёвским кладбищем, в Ковалёвском лесу в 1918 – 1921 годах производились массовые расстрелы классово чуждых элементов: офицеров, дворян и священников. Некоторые исследователи утверждают, что именно здесь был расстрелян поэт Николай Гумилёв.

Бернгардовка

А наш поезд приближается к железнодорожной платформе Бернгардовка. Она находится на территории одноимённого микрорайона, входящего в состав города Всеволожск. Во времена существования узкоколейной Ириновской железной дороги станция называлась Христиновкой. Переименована в Бернгардовку в 1910 году, согласно просьбе известного петербургского кондитера и швейцарского подданного Ганса Бернгарда, который купил здесь участок и построил на нём усадьбу, ставшую центром притяжения петербургской колонии швейцарцев.

 В очередной раз отправляемся с Финляндского вокзала Санкт-Петербурга. Это был единственный вокзал в Ленинграде, который действовал во время блокады.-3

Также в Бернгардовке находились усадьбы Софиевка, Приютино и Елизаветина. Наиболее сохранившейся из всех является усадьба Приютино, принадлежавшая директору Публичной библиотеки, президенту Академии художеств Алексею Оленину. Здесь гостили поэты Жуковский, Батюшков, Вяземский и Мицкевич, художники Александр и Карл Брюлловы, композиторы Глинка и Алябьев.

Всеволожская

Город Всеволожск носит имя своего основателя, Павла Всеволожского, действительного статского советника, предводителя дворянства Шлиссельбургского уезда Санкт-Петербургской губернии, а также одного из главных акционеров Ириновской узкоколейной железной дороги. Станция Всеволожская открылась в 1892 году, и сразу же вокруг неё возник дачный посёлок. Эта дата считается официальной датой основания города Всеволожск.

Вокзал, совмещенный с ТЦ - местное ноу-хау (фото Valeriy10f)
Вокзал, совмещенный с ТЦ - местное ноу-хау (фото Valeriy10f)

В 1938 году дачный посёлок Всеволожский объединился с соседними посёлками Рябово, Бернгардовка, Ильинский, Марьино, образовав рабочий посёлок Всеволожский, который в 1963 году получил статус города.

К сожалению, в 1931 году семейное захоронение Всеволожских было разорено, а останки Павла Всеволожского и его жены выбросили прямо на улицу, где они пролежали несколько месяцев.

Мельничный Ручей

Так же, как и две предыдущие платформы, разъезд Мельничный Ручей открыт в 1892 году в составе Ириновской узкоколейной железной дороги. Здесь происходит разветвление железнодорожных путей: одна ветка уходит на север, в направлении Рахьи, Ириновки и Борисовой Гривы до станции Ладожское озеро, а вторая, по которой движется наш состав, – на юго-восток – к истоку Невы и Невской Дубровке.

Название «Мельничный Ручей» – это калька с финского названия «Мюллиойя». Так называется небольшая речка, впадающая в реку Лубья, на берегу которой ещё в допетровские времена стояла шведская мельница.

Фото Valeriy10f
Фото Valeriy10f

В генеральном плане Шлиссельбургского уезда, составленном в 1774 году, говорится о деревне Мельница на Мельничном ручье. Скорее всего, это и есть первое упоминание о здешнем поселении. Железнодорожную ветку от станции Мельничный Ручей до Невской Дубровки открыли в 1896 году с целью разработки новых торфяников в районе деревни Плинтовка и платформы Дунай.

Во время Блокады Ленинграда Мельничный Ручей был первой станцией от Финляндского вокзала, на которой останавливались поезда, везущие людей в эвакуацию на Большую Землю. Многие из них, обессилев от голода, умирали на этом отрезке пути, и их тела выгружали из вагонов прямо на станции, чтобы в дальнейшем предать земле.

Щеглово

Наш поезд идёт по направлению к посёлку Щеглово, который находится на юге Всеволожской возвышенности. Эта местность всегда вызывала интерес у дачников, благодаря прекрасным видам, открывающимся на юг и юго-восток с окрестных холмов.

Фото Никич
Фото Никич

Ещё в начале 18 века здесь существовала мыза Малая Румполова, владельцем которой был денщик Петра Первого Егор Пашков. В 1740 году имение Пашкова купили братья Андрей и Алексей Щегловы. Именно они дали имению нынешнее имя и разбили вокруг него парк, на территории которого было 33 пруда, множество аллей и смотровых площадок.

Долгое время название Щеглово и Малая Румпола, а также Малое Румболово существовали параллельно. В начале 19 века рядом с усадьбой Щегловых, которая к тому моменту сменила уже не одних хозяев, появился стекольный завод. Вокруг него образовалась деревня Щеглово, основное население которой составляли финны, работавшие на этом заводе.

Кирпичный завод

Сейчас рядом никакого завода нет, но в начале 20 века он был. И принадлежал владельцам усадьбы Щеглово, баронам Медем, а работало на нём более двухсот человек. Сейчас при станции существует небольшой посёлок с таким же названием.

На здании железнодорожной станции установлена мемориальная доска: «В январе 1943 года при прорыве блокады Ленинграда из этого района железнодорожная артиллерия Краснознамённого Балтийского флота поддерживала наступление 67-й армии Ленинградского фронта».

Фото Никич
Фото Никич

Железнодорожная станция Кирпичный завод находится в окружении промышленных зон. К северу от станции, то есть, слева по ходу движения, расположена полузаброшеная промзона «Кирпичный Завод-Щеглово», принадлежащая Щегловскому сельскому поселению, а к югу от станции – промзона «Кирпичный Завод», находящаяся под юрисдикцией города Всеволожска.

Всеволожская промышленная зона начала создаваться здесь в конце 1980-х годов. В ней разместили вывезенные из Ленинграда дизельный, кожевенный и сахарный заводы. В 90-е здесь начал работу завод «Русский дизель», на котором собирали судовые двигатели, а также ликёро-водочный завод «ЛИВИЗ». В начале нулевых в промзоне «Кирпичный завод» разместился автомобильный завод компании «Форд».

Радченко

Установить происхождение этого молодого топонима можно лишь дедуктивным образом. Скорее всего она названа в честь Ивана Ивановича Радченко, основоположника советской науки о торфе и торфоразработках. Иван Иванович Радченко был профессиональным революционером, членом партии большевиков с 1898 года, участником трёх революций и соратником Ленина.

 В очередной раз отправляемся с Финляндского вокзала Санкт-Петербурга. Это был единственный вокзал в Ленинграде, который действовал во время блокады.-8

В 1912 году во время ссылки в Восточную Сибирь, основал первую российскую торфяную электростанцию. После революции был назначен председателем Главного торфяного комитета (Главторфа), начальником управления «Торфозаводстроя» и директором Научно-исследовательского института торфа.

В августе 1937 года, как и многие другие высокопоставленные советские чиновники, был арестован и приговорён к 25 годам лишения свободы. Умер в заключении в 1942 году. В 1954-м был посмертно реабилитирован.

Рядом с платформой находится деревня Каменка. Так же называлась раньше и сама платформа.

Дунай

Название посёлка происходит от имени огромного болота, которое находится справа по ходу движения поезда. По местной легенде название этому болоту дал Пётр Первый, который, увидев его необъятную ширину, в изумлении воскликнул: «А это что за Дунай тут такой?!» Но на самом деле это скорее всего видоизмененный финно-угорский топоним.

За деревьями болото Дунай не видно, но оно, действительно, огромно. С конца 19 века здесь добывали торф для нужд Петербурга. А сегодня болото Дунай является бесплатным поставщиком клюквы для местного населения и дачников. Кстати, согласно официальным данным, садоводческий массив Дунай является самым большим дачным посёлком России. В летнее время число его жителей достигает 150 тысяч человек.

 В очередной раз отправляемся с Финляндского вокзала Санкт-Петербурга. Это был единственный вокзал в Ленинграде, который действовал во время блокады.-9

Почти сразу за платформой Дунай начинается территория посёлка имени Морозова. В 19 веке здесь существовало имение Рижская Пустошь, которое принадлежало статскому советнику, барону Ренненкампфу. В 1882 году на его землях заложили Шлиссельбургский пороховой завод. Это был первый завод в России, который начал производить динамит. До революции его владельцем было «Русское общество для выделки и продажи пороха».

Сегодня пороховой завод имени Морозова остаётся главным градообразующим предприятием посёлка. Кроме простого пороха, здесь выпускают ракетное топливо, боеприпасы и другие взрывчатые вещества, а также – попутно – мирную, лакокрасочную продукцию.

21 км (пос. им. Морозова)

В 1922 году безымянному рабочему посёлку при Шлиссельбургском пороховом заводе было присвоено имя учёного и революционера-народовольца Николая Морозова, одного из самых знаменитых узников Шлиссельбургской крепости.

Николай Александрович Морозов, чьим именем назван поселок, лежащий на нашем пути, – легендарная личность. За участие в подготовке покушения на Александра II, он в 1882 году был приговорён к пожизненному заключению и отсидел в царских тюрьмах 30 лет. Из них 20 лет, с 1884 по 1905 год – в Шлиссельбургской крепости. За это время Морозов выучил одиннадцать иностранных языков и написал 26 томов научных работ по химии, физике, математике, астрономии, философии, авиастроению и политэкономии.

 В очередной раз отправляемся с Финляндского вокзала Санкт-Петербурга. Это был единственный вокзал в Ленинграде, который действовал во время блокады.-10

До войны в посёлке находилась шатровая церковь Святых Апостолов Петра и Павла, внутренний интерьер которой украшали мозаики, выполненные по эскизам Николая Рериха. В 1942 году её пришлось взорвать, так как колокольня церкви служила прекрасным ориентиром для немецкой артиллерии, обстреливавшей пороховой завод. В 1993 году на месте этой разрушенной церкви построили новый храм.

Петрокрепость

На станции Петрокрепость из вагонов выходят пассажиры, многие из которых собираются посетить легендарную крепость Орешек. Она расположена на острове Ореховом, у истока Невы, в том месте, где она вытекает из Ладожского озера. От причала станции Петрокрепость до острова Ореховый ходят катера. Время в пути – около семи минут.

 В очередной раз отправляемся с Финляндского вокзала Санкт-Петербурга. Это был единственный вокзал в Ленинграде, который действовал во время блокады.-11

Первая деревянная крепость на острове Ореховый была построена в 1323 году новгородским князем Юрием Даниловичем, внуком Александра Невского. В 1612 году после девятимесячной осады крепостью овладели шведы. Из 1300 её русских защитников в живых осталось всего сто человек, да и те были на грани голодной смерти.

Шведы переименовали крепость в Нотебург (ореховый город) и владели ей почти целый век, пока в 1702 году в ходе Северной войны Россия не вернула себе крепость. В штурме, которым руководил генерал-фельдмаршал Борис Шереметев и который продолжался 13 часов, в должности капитан-бомбардира принимал участие Пётр Первый. Крепость была переименована в Шлиссельбург (ключ-крепость) и вскоре, утратив своё военное значение, превратилась в политическую тюрьму.

Во время Великой Отечественной войны крепость Орешек выдержала героическую 500-дневную оборону. Её гарнизон не позволил немцам переправиться на правый берег Невы и тем самым окончательно отрезать Ленинград от Большой Земли. В 1944 на волне борьбы с немецкими названиями Шлиссельбург был переименован в Петрокрепость. В 1992 году город вернул историческое имя.

Пл. Сады

В районе пл. Сады к железной дороге подходила так называемая Дорога Победы.

После прорыва Блокады Ленинграда и освобождения южного берега Ладожского озера от фашистов по освобождённой территории решено было проложить новую железную дорогу, чтобы более оперативно доставлять в Ленинград продовольствие и другие грузы. На её строительство руководство страны отвело всего 20 морозных зимних дней. Срок невероятный даже в мирное время, учитывая, что необходимо было построит мост через скованную льдом Неву. Но героические строители этой дороги, трудившиеся под непрерывными бомбёжками и артобстрелами, даже перевыполнили план и уложились всего за 17 суток.

 В очередной раз отправляемся с Финляндского вокзала Санкт-Петербурга. Это был единственный вокзал в Ленинграде, который действовал во время блокады.-12

Эта временная железнодорожная линия имела длину 33 километра и действовала с февраля 1943 года по март 1944-го. За это время в Ленинград было доставлено четыре с половиной миллиона тонн продовольствия, боеприпасов и других грузов. Дорога проходила по южному берегу Ладоги и левому берегу Невы, иногда почти вплотную приближаясь к немецким позициям, за что получила неофициальное название «коридор смерти».

Чёрная Речка

Если на платформе выйти из электропоезда, перейти по мосту Чёрную речку и пройти к берегу Невы, то можно увидеть необычный памятник. Стилизованная под винтовку Мосина стела и металлическая берёзка рядом с ней обозначают место братской могилы воинов Красной армии, которые погибли в этих местах, защищая подступы к Ленинграду.

Мост через Черную речку (фото Никич)
Мост через Черную речку (фото Никич)

На другом берегу Невы за Ладожским мостом находится диорама «Прорыв Блокады», а также танковый музей, экспонатами которого являются танки, затонувшие во время переправы через Неву в январе 1943 года и поднятые со дна реки современными поисковиками.

Теплобетонная

Мы проезжаем по легендарной местности. Именно отсюда в январе 1943 года начался прорыв блокады Ленинграда.

На этой безлюдной платформе вполне можно было бы снять фильм «Сталкер». Ее название - самое загадочное название на этом направлении.

8-я ГРЭС (Дубровская ТЭЦ), фото DyuzhakovaK
8-я ГРЭС (Дубровская ТЭЦ), фото DyuzhakovaK

Оно еще довоенное. В целом краеведы сходятся на том, что платформа Теплобетонная действительно имеет отношение к 8-й ГРЭС, стоящей на противоположном берегу Невы. Значительная часть строителей этого объекта проживала на правом берегу Невы и для удобства сообщения с левым берегом и была построена данная платформа. Название платформы связано с тем, что строители одними из первых в отечественной практике применили бетонирование сооружения в зимний период, для чего бетон подогревался.

Невская Дубровка

Из новгородской Писцовой книги известно, что деревня «Дуброва на Неве» уже существовала в начале 16-го века. В 1911 году здесь построили лесопильный завод и бумажную фабрику, а посёлок переименовали в Невскую Дубровку. С 1959 по 1961 год в Дубровке жил известный советский поэт Николай Рубцов. Его именем названа одна из улиц посёлка.

 В очередной раз отправляемся с Финляндского вокзала Санкт-Петербурга. Это был единственный вокзал в Ленинграде, который действовал во время блокады.-15

В годы Великой Отечественной войны в районе посёлка находилась основная переправа к плацдарму «Невский пятачок». Эта переправа возводилась силами военных инженеров. строителей. На берегу Невы можно осмотреть памятник, посвящённый их подвигу.

Под постоянными вражескими обстрелами они организовали переправу не только людей, но и танков. Эта боевая операция вошла в военную историю под кодовым названием «Чай с вареньем». Каждую ночь на левый берег Невы, где шли ожесточённые бои с фашистами, переправлялось по 7-8 танков. После каждой такой переправы в Смольный отправлялось сообщение: «Пьём чай с вареньем по 7–8 стаканов».

Наше путешествие окончено. Новых вам дорог!

Послушать эти и другие истории по пути в электричке вы можете с помощью бесплатного аудиогида "Экспресс в историю" для приложения izi.TRAVEL, который подготовила для пассажиров АО "Северо-западная пригородная пассажирская компания".

Если вам понравился рассказ, ставьте, как говорится, «лайк». Подпишитесь на канал, если хотите вместе с нами больше узнать о Петербурге и его Юго-Западной части и вообще окрестностях Северной столицы вплоть до Москвы.

Приходите на наши экскурсии, подробная информация о них – на нашем сайте www.oranela.ru

Смотрите небольшие ролики на You-Tube канале OranelaTV

Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте или Facebook

Пользуйтесь нашими бесплатными аудиогидами по Музею Оранэлы и «Миру Оранэлы» на платформе izi.TRAVEL