… продолжая разговор про «электронные» дуэты трудно не вспомнить те музыкальные коллективы, которые к танцевальной культуре имеют крайне посредственное отношение. Во-первых, оно того заслуживает потому, что по большинству таковых коллективов наблюдается серьёзное воздействие на развитие мира музыки в целом и музыкальной индустрии в частности. Во-вторых, пройти мимо электронной музыки, которая совсем не танцевальная, но весьма себе атмосферная, затруднительно, ибо именно она и есть то самое свежее веяние культуры, впитавшее в себя культурный код эпох. В-третьих, таки и здесь есть такие коллективы, когда их двое, и они какие-то прям особенные.
Краткая подборка таковых приведена ниже, и по каждому отдельно и своё короткое слово скажу непременно. Но здесь оговорюсь, что отбирал исключительно моих самых любимых. Конечно же в жанре idm ещё не хватает пары-тройки дуэтов (ну хотя бы Autechre и Beefcake), в жанре future jazz тоже можно было бы добавить несколько коллективов (польский Scalpel так и просится в подборку), наверное, зря я не взял ничего из power noise и минимал техно (Somatic Responses и Pan Sonic, уж извините, но не сейчас) … а, наверное, всё и не зря. Коротко о главном:
The Orb
История коллектива берёт свое начало с середины 80-ых годов, когда одному хорошему человеку (Алексу Патерсону) захотелось перестать быть просто членом гастрольной команды одиозных индустриальщиков Killing Joke и дать выход своим творческим мощностям. Объединив свой музыкальный талант с техническими способностями Джима Коти (а в последствии много ещё с кем) Доктор Алекс создал не просто ранее не существовавшее нечто от музыки, он воздвиг целый мир. С годами, безусловно, мир этот менялся, и ко дню сегодняшнему он уже совсем не такой, каким был в самом начале, но смысловая суть его всё та же – волшебное и магическое звучание все того, что может звучать.
The Future Sound Of London
Как-либо стилистически определить творчество этого британского электронного дуэта практически невозможно – главная идея коллектива, заключающаяся в полном и глубоком пост-модернистическом переосмыслении всего, и вся здесь воплощается на полную катушку. Одновременно Гарри Кобейн и Брайан Дуганс умудряются совмещать несколько стилей одновременно, тем самым возвышаясь над самим понятием стиля. Кроме этого почти каждый трек их классических альбомов – это не просто что-то новое, зачастую это настолько лихо замиксованное старое, что узнать это ну просто нет никаких возможностей. Пост-модернизм, как есть.
Coldcut
Чего могут сделать программист и учитель живописи? В середине 80-ых в Англии с этим надо было что-то быстро решать – на дворе был серьёзный экономический кризис. Если у них есть хороший музыкальных вкус, прекрасное чувство ритма-грува и огромное желание делать музыку, то они вполне могут создать целый новый стиль. А потом ещё и запилить свой выпускающий лейбл. Ну эти двое так и сделали – спасибо им за отличный абстрактный хип-хоп и эйсид джаз, который и по сей день выпускается на Ninja Tune.
Boards Of Canada
Появился на свет этот шотландский коллектив ещё аж в середине 80-ых, но шёл к славе более 10 лет. И, что удивительно, пришёл – минимальная раскрутка их творчества как-то не навредила, а наоборот помогла. Таинственный звук, удивительные звуки, атмосфера загадочности – это ли не повод быть скрытными и для продвижения?! Интервью они практически не дают, с аудиторией практически не контактируют. Поэтому даже и не скажешь – существуют ли они по сей день или нам больше нечего от них ждать …
AIR
Кто-то называет этих ребят классиками трип-хопа. Что в общем-то закономерно – появились они как раз на волне расцвета это мощного электронного жанра. Но оно и не совсем верно, так как даже если это и трип-хоп, то с явно французскими интонациями (хо! а какими ж ещё?! если сами участники - французы). Жан и Николя настолько прекрасны в музыкальном смысле, что не всегда даже и поймёшь, где там у них звучит срезанный сэмпл, а где они сами играют на инструменте. В общем чувствуется то, что ребята фанатели от Жана Мишель Жара и Пинк Флойда одновременно … но это и не плохо, а в общем-то даже и хорошо.
Röyksopp
Норвегия. Город Тромсё. Где это?! Ну кто ж знает. Зато вот этих ребят из этого самого места поди ж ты знают если не все, то очень многие. Что они могут, так это делать хитовую, хотя и совершенно внежанровую, электронную музыку. А ведь начинали они в разных коллективах и как андеграундные музыканты. Но именно это им и помогает по сей день – эстетика протеста и стремление выхода за грани устоев в купе с минималистичными, но запоминающимися, мелодиями создают неповторимую атмосферу, к которой так и тянет приобщиться.
Ёлочные игрушки
Обойти вниманием этот отечественный коллектив просто нет никаких причин. Более того, его знают и почитают в зарубежьях, а у нас … ну как бы они андеграунд, авангард и всё такое. Ну ладно бы, среди всей массы потенциальных слушателей – действительно, их творчество ну как бы не для всех. Так ведь, и знатоки эдакого у нас не всегда вспоят про этот дивный электронный дуэт. А ведь они весьма себе самобытны и удивительны. Кроме всего прочего они были в своё время весьма плодотворны на разные сайд-проекты и подъём тех же Стаса Барецкого и Самого Большого Простого Числа – отчасти их заслуга. Респектище им в общем, за богатое творческое наследие.
А у меня на сегодня всё, спасибо вам за внимание и до новых встреч.