Новый Завет начинается с призыва Иоанна Крестителя к покаянию: "покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное" (Мф.3:2).
Платон сравнивал бытие в мире с пребыванием узников в Пещере, когда узники тени от проносимых за их спинами предметов принимают за сами вещи.
Аналогичная мысль проводится в фильме Матрица. И Морфеус, и Сайфер понимают, что все они в Матрице, что программа внушает им разного рода иллюзии, в т.ч. иллюзию будто они живут в Зеоне и свободны от Матрицы. Морфеусу программа внушает путь борьбы за освобождение от морока Матрицы. Сайферу та же программа внушает понимание бессмысленности борьбы с Матрицей.
Важно то, что Матрица задает не только сам морок, но и совершает за человека выбор пути пребывания в мороке. Т.е. в Матрице человек не является не только автором тех феноменов, которые он видит, но не является и автором выбора, который только кажется собственным. Фильм захватывает не столько острым сюжетом, сколько подсознательно существующей занозой мысли, что всё - иллюзия.
Грех - ошибка, промах. Ошибка возникает от ложных представлений. Приобретение правильных представлений о бытии требует перемены ума, переосмысления - на греческом μετάνοια. Покаяние - поиск подлинного представления о бытии. Поэтому покаяние неизбежно связано с философским процессом переосмысления жизни, переменой мировоззрения, личными откровениями. Промах иудеев состоял в ложном представлении о душе. Все спасение они сводили к помощи Бога им и только в земной жизни - "и благо тебе будет на земле". Миссия Христа в исправлении ошибочного мировоззрения: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева (Мф 15:24). "Я есмь дверь: Мною кто внидет, спасётся" (Ин.10:9).
Христианское покаяние первых христиан таким и было. Потом его смысл снова деградировал к иудейскому. Грех снова стал перекладываться на иное. С той только разницей, что на место козла отпущения поставили самого Христа, который якобы принес себя в умилостивительную жертву Богу Отцу за грехи всего человечества.
Отныне грешник освобождался от возмещения потерпевшей стороне ущерба, который потерпевшая сторона претерпела в результате её греховных действий. Христос же искупил все грехи. Это противоречит элементарному здравому смыслу. Если бы человек что-то натворил, потом возместил, это было бы нравственно, честно и порядочно. Исповедуя свои грехи, христиане перекладывают свою ответственность перед потерпевшей стороной на Христа, что в высшей степени лицемерно. Священники выступают посредниками между богом, грешником и потерпевшей стороной. Потерпевшей стороне ничего не возмещалось. Священник получает мзду за посреднические услуги. Для самого согрешившего ответственность перед потерпевшей стороной заменялась покупкой индульгенции или жертвой на храм, что в экономическом отношении для него гораздо выгодней.
Плоды такого покаяния мы прекрасно видим.