Найти тему
Грамотный главбух

Пояснения по НДС

Камеральная проверка декларации по НДС проводится в два этапа. Сначала она проходит автоматизированный контроль в «АСК НДС». В ходе такого контроля программа проверяет:

1) совпадают ли показатели из декларации с контрольными соотношениями, например, сопоставляет данные из разделов 8 и 9 с показателями раздела 3 декларации;

2) есть ли расхождения между показателями деклараций проверяемой организации и ее контрагентов, например, если сумма вычета, которую покупатель заявил в декларации, не соответствует сумме НДС у продавца;

3) соответствуют ли указанные в декларации суммы к уплате суммам НДС, перечисляемым налогоплательщиком.

Если в ходе такой проверки в декларации будут обнаружены ошибки или расхождения, налоговая инспекция направит организации требование о представлении пояснений, приложение к требованию с кодами ошибок и машиночитаемый файл, который дублирует данные из приложения к требованию.

На втором этапе данные декларации сравнивают с показателями из другой отчетности.

По общему правилу запрошенные пояснения нужно подать в течение пяти рабочих дней с той даты, когда получили требование. Срок считаем со дня, следующего за днем фактического вручения требования, то есть со дня, когда мы отправили квитанцию о приеме требования. У нас есть 6 дней на отправку квитанции о приеме этого требования. В противном счете налоговая может заблокировать банковский счет организации. После отправки квитанции о приеме у нас есть пять рабочих дней на ответ.

Если уверены, что вам хватит времени на подготовку ответа, то можете отправить квитанцию о приеме сразу, а если надо продлить удовольствие, то в первую очередь проверьте декларацию, начните готовить необходимые документы, но не забудьте отправить квитанцию о приеме. Если в декларации обнаружим ошибки, которые привели к занижению НДС к уплате, то исправляем декларацию, доплачиваем налог и пени, после этого отправляем уточненную и отвечаем на требование налоговиков.

Даже если налоговая отправила требование о предоставлении пояснений ошибочно и это сразу понятно, например, адресовано другой организации, то все равно лучше ответить на это требование, иначе могут заблокировать счет. Несмотря на то, что это ошибка налоговиков, заблокированный счет - это наша проблема.

Перечень операций, по которым выявлены ошибки, инспекция направит в приложении к требованию с указанием кода возможной ошибки. Всего бывает девять кодов ошибок.

По каждой ошибке проведите проверку соответствующих разделов декларации. Например, если инспекция выявила ошибку с кодом 1 (означает расхождение с декларацией контрагента), сверьте записи в разделе 8 или 9 с оригиналом счета-фактуры, полученного или выставленного конкретному контрагенту. Проверьте номер и дату счета-фактуры, суммовые показатели, правильность расчета суммы НДС в зависимости от ставки налога и стоимости покупок или продаж. Если по счету-фактуре несколько раз принимали НДС к вычету по частям, проверьте общую сумму НДС, принятую к вычету по всем записям этого счета-фактуры, в том числе с учетом предыдущих кварталов. Проверьте также реквизиты контрагента, возможно, ошибка допущена не вами, а вашим контрагентом.