Найти тему
Катехизис и Катарсис

Дарование римского гражданства всем погубило Империю? Разбираем миф

В 212 году н.э. император Каракалла принял, наверное, один из самых мифологизированных законов древнего мира. Этот закон нередко обвиняют в том, что из-за него Римская Империя всего 300 лет спустя и рухнет. Что же такого ужасного там было?

А ничего. Эдикт 212 года о даровании римского гражданства всем провинциалам, кроме дедитициев (кто это такие — ниже) был своевременным и прогрессивным шагом, который укрепил государство и открыл путь к дальнейшей централизации Империи. Довольно смешно конечно говорить такое про период незадолго до кризиса 3 века, но это так.

Вопрос уравнивания провинциалов в правах с римскими гражданами к началу 3 века уже давно перезрел. К этому моменту римская демография уже была совершенно не похожа на таковую во времена Августа, когда в Италии проживало 90% всех полноправных граждан империи. К 212 году население Италии уже не могло дать и половины всех полноправных граждан, провинциалы были уже давно на всех уровнях имперской бюрократии, и не замечать этого факта было невозможно. Римские граждане, отправившиеся в путь по Империи, могли пропутешествовать из конца в конец и везде чувствовать себя как в Италии, так как что латынь, что римские обычаи уже плотно вошли в обиход подчинённых народов. Разве что в каком медвежьем углу в пограничье пришлось бы искать гражданских, понимающих латынь (хе-хе, зачем гражданский, если в таких местах гарантированно найдёшь легионеров?), но и то, таких мест с каждым десятилетием было всё меньше. Культурно население провинций уже во многом мало отличалось от римлян, а значит и главная преграда, что "мы - не они", мешавшая принятию всех этих людей в римскую общность, исчезла. Во времена Антонинов, и тем более — Северов, нужно было быть совсем альтернативно одарённым, чтобы выступать против провинциалов, так как они тебя окружали даже в святая святых римскости — Сенате. Выдача массово римских прав уже не могла вызвать бугурта у элит, так как все провинциальные элиты его уже давно получили, с чего бы им выступать против.

Но с другой стороны, если все, кто хотел, уже получили гражданство, то зачем его раздавать дальше? И тут причин сразу несколько.

Первая, упоминаемая во всех источниках, в особенности римских, — это деньги. Империя, начиная с императора Коммода, начала испытывать сложности с наполнением казны. С одной стороны, были постоянные тяжёлые войны, то с германцами на западе, то с парфянами на востоке. Войны эти требовали значительных финансовых затрат, но, имея оборонительный характер, дохода принести не могли. А ведь армия еще и требовала денег просто на своё содержание. Легионам нужно кушать, покупать амуницию, платить за верность… Да, императорам, особенно династии Северов, чья власть в значительной мере держалась именно на лояльности легионов, приходилось платить офицерам и солдатам значительные донативы, поддерживающие лояльность. Вкупе с увеличением численности армии с 150-200 до 250-300 тысяч солдат в легионах и ауксилиях, плата которым тоже выросла, суммы выходили гигантские. Но, в то же время, податная база империи чувствовала себя не то чтобы хорошо. Приток налогов падал и из-за падения урожаев и нестабильности на границе. Где взять денег? Логично, что увеличить налоги. Тут-то в голову Каракаллы и его советников и приходит шальная мысль, что провинциалы-то освобождены от многих видов налогов (не удивляемся, налоговая система провинций и Италии были различными и провинциалы реально не уплачивали многие свойственные для италиков налоги). Эдикт о гражданстве эту проблему решал — он расширил права провинциалов, но наложил на них новые виды податей, не отменяя старых. Ловко вышло.

С армией была связана и вторая причина ввода эдикта. В конце 2-го века н.э. римские легионы стали испытывать сложности с вербовкой людей. Служба в армии больше не привлекала граждан, так как за риск жизнью платили не то чтобы хорошо, а землю по итогу службы давали обычно там где служил, т.е. на границе. Легионы, формировавшиеся до этого только из италиков, стали испытывать сложности с вербовкой, и это при том, что численность легионов неуклонно росла. Септимий Север в ходе реформы значительно повысил престиж службы увеличением финансирования армии и введением привилегий. Тем не менее, даже эти меры не привлекали италийцев к службе, при том, что значительная часть провинциалов были готовы служить, но могли записываться лишь в вспомогательные войска — ауксилии. Эдикт обеспечил значительное расширение базы для найма солдат в легионы. Тем не менее, часто это решение приводят как причину начала варваризации армии, что, мол, понараздавали варварам гражданства, и они скатили потом империю в ничто.

Но, во-первых, никакой варваризации армии после этого решения не произошло. Доля варваров (не романизированных кельтов или германцев, живших в пределах империи несколько поколений, а именно варваров) практически не менялась начиная с 1 века н.э. Варварские контингенты могли наниматься на отдельные кампании, варваров также могли брать в ауксилии, где в преимущественно латинизированных коллективах они быстро индоктринировались, но легионы были для них закрыты. Более того, эдикт Каракаллы не наделял гражданским правами дедитициев — восставшие (евреи) или недавно присоединенные народы (всякая шелупонь из-за лимеса), недостаточно лояльные и романизированные. Т.е. ситуация до и после эдикта была с точки зрения допуска варваров в армию неизменной. Да и та самая варваризация начнётся активно только после Диоклетиана, а в широких масштабах и вовсе ближе ко временам Феодосия (конец 4 века).

Наконец, была и еще одна, не столь очевидная, но в перспективе гораздо более важная причина принятия эдикта: упразднение 100500 различных правовых систем, существовавших в империи. До этого, несмотря на то, что каждая община обязывалась в отношении римских граждан следовать нормам римского права, внутри они имели свои системы законов, со своими тараканами. Разбирательство двух жителей разных общин в суде превращалось в цирк с конями, так как судьям приходилось разрешать противоречия, действуя в рамках трёх разных систем права — законов общин и законов Рима. Теперь же по всей империи для всех граждан действовали одни законы, у всех был один набор прав и обязанностей. Если до эдикта Каракаллы империя все еще была, скорее, римской квазифедерацией, то после — уже настоящей империей. Да, на выравнивание оставшихся перекосов в правовом положении потребуется время, но эпоха разделяй и властвуй в отношении собственного населения подошла к концу — провинции уже давно доказали свою лояльность.

Автор - Владимир Герасименко