Найти тему

КНР уступила около 40 000 квадратных километров СССР, чтобы достичь сделки: то, о чем в то время публично не признавали

1. ПРИНЦИПЫ КИТАЯ

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА

Современное государство Китайской Народной Республики, несмотря на все протесты о ее античности - ее нынешние лидеры выдумывают большую часть своей `` неразрывной '' связи с древней культурой - на самом деле является результатом длительного периода войн, волнений, революций и перемен С 1644 по 1911/12 гг. Династия Цин управляла приблизительной территорией, которая сейчас находится под контролем КНР.

В периоды экспансии и внешней агрессии с конца семнадцатого по восемнадцатый век они аннексировали Тибетское плато и территорию на северо-западе, которая сейчас называется

Синьцзян. Когда эти кампании закончились, границы империи Цин радикально не изменились, и в целом они представляют собой территориальные границы, в которых сейчас находится КНР. 1

К девятнадцатому веку цинский Китай был застойным государством, окруженным внутренними и внешними угрозами. Симптомом этого было масштабное восстание боксеров, которое длилось почти два десятилетия после 1850 года и привело к гибели примерно 20 миллионов человек. Но именно в это время Цин столкнулся с полной силой западной современности в лице британского имперского флота. Две опиумные войны в 1839-42 и 1856-60 годах привели к тому, что остров Гонконг был передан Великой

Британии, и к получению огромных компенсаций из страны, вынуждающих ее открыться для форм и способов внешней торговли, с которой она раньше не хотела связываться.

На рубеже двадцатого века последовательные столкновения с соседями и внутренние разногласия значительно ослабили Цин, и она окончательно распалася в 1911/12 году. Пришедшее на смену республиканское правительство привело к тому, что Китай был потрясен расколом и нестабильностью, что привело к катастрофическому и трагическому спаду в 1930-е годы в международную междоусобную войну.

Эту историю, пропитанную кровью и страданиями, важно понять, потому что для современных китайских политических лидеров, да и для широкой публики, она все еще жива. Во многом это еще не конец. Как описал академик Уильям Каллахан, в 1990-е гг. «вновь пробудился интерес к и осознание «века унижения»» - так называли период с 1840 по 1949 год, когда Китай так сильно пострадал. Таким образом, 1949 год рассматривается в этом повествовании как двойное освобождение - первое от внутреннего феодализма и старого мышления, а второе - от внешнего угнетения. 2 Создание Народной Республики в этой историографии - поистине ренессанс.

Лучше всего это иллюстрируется преамбулой официальных национальных конституций КНР 1982 года:

После длительной и упорной борьбы, вооруженной или мирной, китайцы всех национальностей во главе с Коммунистической партией Китая с Председатель Мао Цзэдун, как его лидер, в конце концов, в 1949 году сверг правление империализма, феодализма и бюрократического капитализма, одержали великую победу в Ново-демократическом периоде Революции и основали Китайскую Народную Республику.

С тех пор китайский народ взял под свой контроль государственную власть и стал хозяином страны. 3

Идея о том, что Коммунистическая партия действовала от имени всего китайского народа и взяла на себя инициативу в его избавлении от всех форм угнетения, повторяется и по сей день. Выступая после военного парада, посвященного семидесятой годовщине окончания китайско-японской войны и Второй мировой войны в Азии в 2015 году, Си Цзиньпин заявил:

«Победа Китайской Народной Войны Сопротивления Японской агрессии - первая полная победа, одержанная Китаем в своем сопротивлении иностранной агрессии в наше время. Этот великий триумф разрушил заговор японских милитаристов по колонизации и порабощению Китая и положил конец Национальному унижению Китая, связанному с последовательными поражениями от иностранных агрессоров в наше время. Этот великий триумф восстановил Китай как главную страну в мире и завоевал уважение китайского народа у всех миролюбивых людей во всем мире. Этот великий триумф открыл блестящие перспективы для великого обновления китайской нации и отправил нашу древнюю страну в новое путешествие после возрождения.» 4

Темы национального унижения, борьбы, освобождения и возрождения оказались полезными для нынешних лидеров Китая, чтобы заручиться поддержкой общества.

Отчасти это связано с тем, что в некоторой степени эти утверждения верны. Но, как продолжают показывать историки, они также являются грубым упрощением. Ключевым моментом здесь является то, что эти исторические рамки являются основными, в рамках которых такие лидеры, как Си Цзиньпин, видят свою страну и ее роль в мире. Они действуют в рамках истории, в которой, по их мнению, великая и славная цивилизация была разрушена и уничтожена иностранной агрессией, внутренней коррупцией и слабостью. Это привело к ужасным страданиям, особенно при японцах, пока Китайский народ не объединили коммунисты и народная

Республика не была воссоздана.

С 1949 года перед страной стоит миссия - вернуть себя в центр мировой арены. Китайская внешняя политика действует в этих эмоциональных рамках. Именно из этих рамок возникают такие вопросы, как рассмотрение региональной роли Китая, его отношений с Японией, его позиции в отношении Южного и Восточного Китая.

ИДЕИ

История империи Цин и республиканского Китая была историей жертв и страданий, и одним из первых обещаний КНР было порвать с прошлым, придерживаясь четких принципов поведения во внешней политике. В конце концов, в 1949 году он все еще был уязвим.

У него был один крупный международный союзник, СССР, но выбор политической модели (коммунизма) у Европы и Соединенных Штатов немедленно вызвал подозрения. В то время как Великобритания признала КНР дипломатически в январе 1950 г., чтобы защитить ее интересы в Гонконге, США сопротивлялись. Этому не способствовали действия северокорейского лидера Ким Ир Сена, чье одностороннее нападение на Южную Корею привело к кровавой трехлетней войне, в которой китайские войска столкнулись с американскими войсками в составе сил ООН. Тупиковая ситуация в Корейской войне 1953 года повлекла за собой политические издержки Китаю, гарантируя, что он оказался на той же стороне холодной войны, что и СССР в глазах США. Это также означало, что к середине 1950-х годов Китай становился все более изолированным.

На протяжении 1950-х годов новая КНР начала формулировать то, что к 1955 году вскоре стало известно как Пять принципов мирного Сосуществования. Это были: взаимное уважение территориальной целостности и суверенитета друг друга (на Азиатско-африканской конференции 1953 г.); взаимное ненападение; взаимное невмешательство во внутренние дела друг друга; равенство и сотрудничество для взаимной выгоды (на

Совместное китайско-индийское заявление и китайско-бирманское совместное заявление в 1954 году); и мирное сосуществование. 5 Есть веские аргументы в пользу того, что они были получены из идей, первоначально выдвинутых Индийским лидером Неру.

Их вдохновляли похожие опасения - желание сохранить с трудом завоеванную автономию после продолжительного периода колониального вмешательства; необходимость защиты суверенитета; упор на сотрудничество между странами, которые считались негегемонистскими и неприсоединившимися странами; и желание продемонстрировать миролюбивую позицию по отношению к остальному миру, направленную на противодействие всем опасениям хищнической марксистской идеологии и мировой революции, которых придерживаются многие евреи.

Пять принципов стали мантрой, на которой с тех пор строится внешняя политика Китая и его отношения с внешним миром, но они оказались неоднозначными. И есть много вопросов о том, насколько они подходят по назначению для страны, которая сейчас экономически и политически намного сильнее и заметнее, чем та, которая приняла их более полувека назад.

Эти принципы обвиняются в том, что они очерчивают самооценку, эгоизм и, по иронии судьбы, беспринципность китайцев, которые заботятся исключительно о себе и не хотят нести ответственность за других. Китай отстаивал свою позицию по таким внутренним вопросам, как Тибет, Синьцзян и его поведение в области прав человека, используя формулировку «невмешательства», взятую из принципов, и аналогичным образом воздерживался от комментирования дел других стран по тем же вопросам. Иногда это придавало внешней политике страны крайне аморальный тон. Что еще более важно, критики также нашли множество доказательств того, что на самом деле, хотя Китай сказал - и все еще в некоторой степени продолжает говорить, - что он соблюдает принципы, на практике он почти не соблюдает их. Это ставит под сомнение обвинения в лицемерии. 6

СОСЕД

Защита себя от иностранного вмешательства была в основе ряда аргументов, которые Китай имел с соседями на протяжении 1950-х и в 1970-е годы. В ту эпоху, когда Китай даже не был признан в качестве государства ООН (его место в Генеральной Ассамблее было занято Китайской Республикой, лидеры которой бежали на остров Тайвань после поражения в Гражданской войне в 1949 году), он участвовал в череде стычек, столкновений и явных конфликтов со своими соседями. Большинство из них касалось оспариваемых границ Китая. Как отметил американский ученый М. Тейлор Фрейвел, с момента своего рождения КНР вела споры из-за более чем 22 отдельных частей своих границ. Самые спорные из них были с СССР,

Вьетнамом и Индией, и в последующие три десятилетия они вступили в реальный конфликт с каждым из них - Индией в 1962 году, СССР в 1969 году и Вьетнамом - в 1979 году. Каждый привел к жертвам и дипломатическим последствиям, а также к пограничному столкновению с СССР в 1969 году. Глубина культурной революции предупредила Соединенные Штаты, в частности, о плачевном состоянии советско-китайских отношений и возможности для сближения. Это было достигнуто в 1972 году с визитом Президента Ричард Никсон.

Примечательно, что КНР должна была медленно, но решительно решать большинство из этих территориальных вопросов, по крайней мере, в том, что касалось сухопутных.

В конце 1950-х - начале 1960-х годов он разрешил некоторые споры с Мьянмой и Вьетнамом. Более трех десятилетий спустя он обратился к российскому вопросу, когда тогдашний президент Цзян Цзэминь согласился на огромную сделку с президентом Путиным. К 2010 году все, кроме двух серьезных споров (с Индией), были разрешены. Интересно, что, несмотря на ее резкие разговоры в преддверии большинства переговоров о том, чтобы никогда не уступать территорию и яростно защищать национальный суверенитет Китая, КНР была готова проявить удивительно прагматичный подход к разрешению споров. Пример с Россией является иллюстрацией этого, когда КНР уступила около 40 000 квадратных километров СССР, чтобы достичь сделки: то, о чем в то время публично не признавали, по крайней мере, в Китае. 7