Найти тему

Скрытность осталась сильной характеристикой нынешних лидеров Китая

Китайская Народная Республика (КНР) заявила, что она впервые в истории создает военно-морскую базу за ее берегами, в бедном восточноафриканском Джибути. «Эти объекты помогут китайским судам лучше выполнять китайские миссии, такие как сопровождение и гуманитарные операции», - заявил пресс-секретарь Хун Лэй. 1

С практической точки зрения предполагаемый проект был крохотным и касался исключительно китайских военно-морских сил. Но это не помешало некоторым комментаторам вдаваться в подробности. В британской газете Telegraph, один писатель заявил, что Решение Китая, принятое ранее в этом месяце о строительстве собственной военно-морской базы в Джибути, - первый раз, когда Пекин попытался установить постоянное военное присутствие за пределами страны, - было встречено [США] с глубокой обеспокоенностью.

Для большей части западных СМИ это было осязаемым признаком амбиций Пекина, его стремления стать сверхдержавой нового типа, обладающей способностью выходить далеко за пределы своих границ, силой, с которой нужно считаться, выходящей за рамки его традиционного театра влияния, Азии.

Однако даже из такой простой истории нет легких выводов, и новые запланированные объекты Китая можно рассматривать как признак сопротивления и слабости, так и признак напористости и силы. То, что у второй по величине экономики мира не было военных активов за рубежом, является первой аномалией. Возможности США простираются почти до каждого уголка земли, с более чем 640 базами в более чем 120 странах.

Китай является основным торговым партнером около 130 стран мира. И все же у него есть один авианосец (старый, модернизированный, купленный в Украине в начале 2000-х). В Соединенных Штатах их более 11, во Франции - два. Китай вполне мог продемонстрировать много нового оружия, когда провел свой грандиозный парад по случаю 70-й годовщины окончания китайско-японской войны в сентябре 2015 года. Но, как сразу отметили аналитики, почти все это не было проверено. За почти четыре десятилетия, с тех пор как в 1978 году начался период реформ, Китай видел только одну войну, короткую стычку с Вьетнамом в 1979 году, которая для него закончилась плохо. Таким образом, это огромная важная страна с огромной армией (около 2 миллионов действующих военнослужащих) и почти нулевым опытом.

Таким образом, Джибути был примечателен из-за суммы интереса и спекуляций, вызванных таким незначительным фактом. В той же крошечной стране на востоке Африки у Соединенных Штатов есть крупный объект с 4000 солдат (почти в два с половиной раза больше, чем планировалось разместить Китай). У них есть средства сбора разведданных и взлетно-посадочная полоса для размещения самолетов. Китай просто хотел иметь порт.

Для этого тоже есть простая причина, связанная не с неоимпериалистическими замыслами, а с торговлей. Для страны, возглавляемой политическим движением, которое после смерти Мао Цзэдуна в 1976 году сделало экономическое развитие основным столпом своей легитимности, было странно, что Китай не имел, по крайней мере, некоторого местного потенциала для защиты их интересов. - особенно с учетом его растущей зависимости от импорта нефти из беспокойного региона Ближнего Востока и того факта, что транспортировка нефти по участкам Индийского океана становится все более уязвимой для контроля США или пиратства.

И эта ситуация не была новой. Более десяти лет он участвовал в операциях Организации Объединенных Наций по борьбе с пиратством. В этом контексте Джибути имеет выдающийся смысл. На самом деле было странно, что Китай раньше этим маршрутом не плавал.

Внешняя политика Китая в эту эпоху, в эпоху его материального обогащения, стала полем битвы. Цель этой книги показать, что существует множество разногласий за пределами страны по поводу того, кто руководит конкретной политикой и проблемами международных отношений, а также внутри страны по поводу того, как влиять на ее внешнюю политику и вносить в нее свой вклад. За пределами страны слухи о намерениях Китая достигли апогея. Половина мира считает, что это лишь вопрос времени, когда Китай будет контролировать всю планету, как некая современная Римская империя, особенно с учетом плачевного состояния Соединенных Штатов и Европейского Союза после их тяжелых испытаний в 2016 году.

Но другая половина считает, что Китай останется сдержанным, внутренне ориентированным, эгоистичным игроком, который больше похож на мышь, чем на тигра, робким и осторожным в своем подходе к окружающему миру и постоянно опасающимся раздражения или гнева Соединенных Штатов за пределами вопросов, которые непосредственно к ним относятся.

Эта внешняя шизофрения усугубляется двумя проблемами. Один из них - это отсутствие прозрачности внутри Китая в отношении того, кто имеет реальные полномочия и каковы могут быть цели этих держателей власти. Китайская Коммунистическая партия (КПК) - это организация с историей привилегированного скрытого поведения и разыгрывания своих карт близко к груди.

Но это лишь современное проявление склонности во всем имперского Китая ставить секретность на более высокий уровень, чем другие ценности. В третьем веке до нашей эры великий законник Хань Фэй заявил, что доверие другим позволяет им контролировать вас. Лучшее отношение - быть удаленным, скрытым, невидимым и никогда не позволять другим предугадывать, чем вы занимаетесь. «Предприятия, - заявил Хань Фэй, - успешны благодаря секретности, но терпят поражение из-за того, что их разоблачают». 4

Непрозрачность осталась сильной характеристикой нынешних лидеров Китая, современных последователей Хань Фэя - мужчин (по состоянию на 2017 год в верховной власти Китая - Постоянный комитет

Политбюро нет женщин). Это только усилилось системой управления советского образца, принятой КПК после прихода к власти в 1949 году.

Такой стиль поведения не очень подходит для того, чтобы люди за пределами страны чувствовали себя полностью расслабленными и доверчивыми, когда они с ней взаимодействуют. Давнее ощущение, что иностранцам не рассказывают всю историю - что есть какая-то скрытая повестка дня или какая-то уловка, которую они с ними разыграли - никогда полностью не развеивалось, как бы сама Народная Республика ни говорила в последние годы о своем миролюбивом, надежном и отзывчивом обличии.

Вторая проблема - это не столько вина Китая, а сила обстоятельств. В маоистскую эпоху, с 1949 по 1976 год, страна практически не имела торговли с внешним миром и в основном ориентировалась на внутренний рынок. По оценкам, с года его основания до 1978 года через границы страны было совершено менее миллиона индивидуальных поездок. Это символизируется тем фактом, что в 1966 году, во время начальных потрясений, вызванных Культурной Революцией, только один посол из Пекина остался на посту за границей - Хуан Хуа, в Египте. 5

В 2014 году ситуация изменилась до неузнаваемости. За один год было зарегистрировано более 100 миллионов трансграничных поездок, при этом Китай стал важной частью глобальных инвестиционных, туристических и торговых потоков. За полвека страна превратилась из по сути узкой, интровертной сущности в такую, в которой каждый аспект ее новой реальности имеет международное измерение. Это глобальная держава, влиятельная в экологической политике (хотя во многом из-за ее собственных колоссальных проблем), финансовых вопросах и глобальном экономическом развитии. Казначейство США должно учитывать прогнозы роста Китая, чтобы понять, каковы, вероятно, будут дела в их собственной экономике. Страна с непрозрачной системой принятия решений является крупным глобальным игроком во многих областях, не считая жестких военных действий.

Эта комбинация больше, чем любая другая, объясняет, почему рассмотрение внешней политики Китая вызывает такой большой интерес. Это загадка, которую мы все должны решить, независимо от того, работаем ли мы в бизнесе, в отношениях с государством или на культурной арене. Это остается верным сегодня и останется верным в следующем столетии или даже больше.

В прошлом внешняя политика КНР была специализированной, малоизвестной и малоизученной сферой. Эта эпоха действительно закончилась. В 1960-х и даже в 1980-е было важнее приложить усилия для понимания Советского Союза, и большинство дипломатических карьер, как правило, строилось либо на специализации

США, Европа или СССР. Китай был экзотической побочной линией.

Те, кого отправляли из западных зарубежных служб провести свое время в Пекине, обычно делали это так, чтобы поставить галочку, говоря, что они сделали хотя бы одно сообщение, классифицированное как `` трудность '', а затем могли уехать в большее и лучшее.

Быть послом США или Великобритании в КНР было на удивление низко. Дипломатическая позиция Китая либо рассматривалась как полностью продиктованная его союзом с СССР (по крайней мере, до конца 1950-х годов), либо как ограниченная узкими определениями личных интересов, поскольку он продолжал свою эру внутренней перестройки (до середины 80-х). В терминах американского эксперта по международным отношениям Китая Роберта С. Росса его рассматривали как преимущественно сухопутную державу, не имеющую реального интереса проецировать свою мощь в окружающих ее водах, преследуемую чувством своего прошлого величия, но которая имела ужасный опыт современности и все еще выходила из травмы, нанесенной ей современным миром.

Действительно, на протяжении большей части 1990-х и 2000-х годов проблема заключалась в том, чтобы вовлечь Китай в решение проблем, выходящих за пределы его границ. Теперь все изменилось. В этой книге будет рассмотрена внешняя политика Китая при президенте (с 2013 года) Си Цзиньпине. Она составляет заключительную часть трилогии опубликованных мною работ о лидерстве в Китае с 2014 года. Первая из них, «Новые императоры: власть и князья в Китае» (2014), посвящена политической элите, ее происхождению, связям и сетям, пути, которыми им удалось достичь вершины принятия решений в стране в период с 2007 по 2012 год, когда 18-й съезд партии, состоявшийся в Пекине в том же году, поднял их. Второй, генеральный директор Китая: Восход Си Цзиньпин (2016) сосредотачивается на одноименном генеральном секретаре и президенте - фигуре, лежащей в основе современной политической жизни в Народной Республике - и источниках видимой и невидимой силы вокруг него, от институтов до идеологии, нарративов и историй. Это переходит в нашу работу. В то время как Новые Императоры и

Генеральный директор КПК ставит на первый план область внутренней политики и смотрит периферийно на мир за пределами Китая, в этой работе основное внимание уделяется текущему взгляду Китая на внешний мир и тому, как внешний мир связан с его собственной внутренней динамикой и озабоченностями.

Это заслуживает особого внимания по простой причине. При этом демонстрируя остаточные характеристики более ранней эпохи (решительная поддержка суверенитета, соблюдение, по крайней мере, риторическое соблюдение принципа невмешательства во внутренние дела других лиц, желание вести себя сдержанно и не выбирать односторонние действия в вопросах, которые напрямую не связаны с беспокойством), дипломатическое поведение Китая переживает ту же революцию, что и его экономика за последние три с половиной десятилетия.

Внезапно он стал глубоко вовлечен в Средний Восток, приняв участие в переговорах с Ираном по поводу ядерного оружия в 2015 году, а в конце года даже намекнув на то, что он станет посредником в бесконечной и ужасающей гражданской войне в Сирии.

Вместе с Соединенными Штатами они задают глобальные темпы достижения договоренностей об изменении климата, но они также создают такие образования, как Инфраструктурный инвестиционный банк азии (АБИИ) и Поясная дорога (новый шелковый путь) Initiative (BRI), которые, похоже, создают сеть за пределами США. Эта область больших дипломатических амбиций поразительна, потому что она выявляет всю двусмысленность и сомнения относительно силы Китая. Что движет лидерами страны? Что они хотят получить? Каково их окончательное видение и как в него вписывается остальной мир? В последние несколько лет эти вопросы стали более актуальными для ответа, чем они были даже в середине 2000-х годов или когда Китай вступил во Всемирную торговую организацию (ВТО) в 2002 году.

Они стали еще более заметными с избранием Дональда Трампа в качестве президента США в 2016 году, который подтолкнул Китай к лидерству по еще большему количеству вопросов, начиная от изменения климата и заканчивая соглашениями о свободной торговле, поскольку одна оставшаяся в мире сверхдержава, похоже, сокращается и уходит из этих областей в более отдаленные районы.

Сосредоточившись на периоде Си, эта книга определит местонахождение текущих Китайских внешнеполитических идей и действий в историческом контексте, которые преимущественно будут изложены в главе 1. Как и повсюду во внешней политике, существуют проблемы, связанные с эмоциями, устремлениями и моральным положением, которые сочетаются с твердым стратегическим мышлением о легко определяемых политических и экономических целях. Помимо этих проблем, существуют построенные на национальном уровне мифы о расширении прав и возможностей и комплексы жертвы, а также о том, как они выдают желания иметь статус и глобальную репутацию. Их очень сложно измерить и описать. Сам Си Цзиньпин заявил, что он хочет, чтобы китайские лидеры хорошо рассказывали историю своей страны, а это означает, что внешний мир должен начать прислушиваться к этой истории и посмотреть, в какие рамки они могут ее вписать. Китай - узурпатор, нарушитель правил, разрушитель послевоенного порядка, созданного 2й Мировой?

Или это что-то более мягкое, сторонник правил, больше полагающийся на предсказуемость и мягкую стабильность глобального политического и экономического порядка, нежели стремление разрушить его и переделать по своему собственному образу? Если это узурпатор, то стремится ли мир под руководством Соединенных Штатов сдержать его, помешать ему и изменить его, или он обречен увидеть какой-то окончательный конфликт, как это часто случалось в прошлом, когда новая власть стремится свергнуть старую и создать свою собственную форму господства?

Если он стремится к власти, чтобы защитить статус-кво, справедливо ли нынешнее международное урегулирование в отношении того вклада, который мог бы внести Китай? Что если ему будет предоставлено больше места, больше возможностей для работы в глобальном финансовом и политическом мире? И предлагает ли он новые модели и идеи о том, как функционировать в качестве страны в двадцать первом веке, страны без истории колонизации, которая имеет философские корни, отличные от мировоззренческих корней основных игроков до сих пор - США, а до этого Европы?

Ответить на эти вопросы важно, потому что, когда мир узнает, с каким Китаем он имеет дело, он сможет сформулировать правильный политический ответ. Если Китай соблюдает правила, а не нарушает их, усиление политики сдерживания было бы равносильно борьбе с союзником - пустой тратой энергии и возможностей. Но уступая место Китаю, если его конечный план состоит в том, чтобы помешать намерениям Запада и переделать мир по своему собственному образу и для своих собственных целей, Соединенные Штаты и их союзники будут сотрудничать в чем-то, что будет нацелено на то, чтобы увидеть их кончину. Бездумный конфликт между Китаем и США и их союзниками также стал бы ненужной и ужасной трагедией.

Но попытки задушить и расстроить амбиции Китая и амбиции его 1,4 миллиарда человек будут морально и политически неоправданными. Было бы также невозможно сдержать такую ​​огромную человеческую волну ожиданий, вызывающую огромное негодование, если бы она была предпринята.

Таким образом, размышление о современной китайской внешней политике означает рассмотрение нескольких неприятных вопросов, которые вплотную подходят к вопросу о том, что по сути является этой страной - Китайской Народной Республикой с ее уникальной политической моделью «социализм с китайскими особенностями», но с ее древним мышлением, традициями. Поэтому в первой главе будут изложены некоторые основы китайской внешнеполитической истории: рассказ о национальном унижении, сильное стремление к суверенитету и автономии, упор на самоопределение и стремление с 1978 года поддерживать отношения с внешним миром, которые приносят ему пользу, сохраняя при этом его менее благоприятные формы влияния.

Чтобы проиллюстрировать вышеизложенное, в оставшейся части книги будут рассмотрены зоны влияния вокруг Китая, начиная от его наиболее важных отношений с США и их соседями по региону, партнерами, с которыми он разделяет широкий круг интересов, до тех, которые находятся на периферии, где его озабоченность сосредоточена на потребности в ресурсах и экономическом партнерстве. Поэтому будут отдельные главы, посвященные Соединенным Штатам, Азии (мир «Инициативы поясного пути»), ЕС и, наконец, Ближнему Востоку, латинской Америке и Африке. Удивительно, но очень немногие ученые пытались объяснить весь спектр отношений Китая. Несмотря на то, что существуют превосходные исследования по различным отдельным аспектам его валютной дипломатии, от Пакистана до Северной Кореи, США и Британии, там гораздо меньше нетеоретических грандиозных обзоров. Эта книга не может вдаваться в подробности по столь обширной теме, но в ней делается попытка сделать то, что сам Си Цзиньпин сказал, что он сделал, управляя Китаем: подняться на высокую точку и хорошо рассмотреть всю местность, пытаясь понять, как все это сочетается друг с другом. Только с этого момента можно будет ответить на острые вопросы, поставленные в этом Введении о том, что это за сила Китай и как он может вести себя в ближайшие десятилетия. Мы надеемся, что эта работа даст некоторые предложения относительно того, как можно было бы ответить на эти вопросы.