Найти тему
184,5K подписчиков

Необычные рисунки и надписи на самолётах времён Великой Отечественной. Снимки, которые меня удивили и тронули

107K прочитали

Согласитесь, что у современного человека, не заставшего войну, первая версия о том, что именно писали на советских боевых самолётах будет что-то вроде "За Родину!" или "Смерть фашистским оккупантам!". Также в голову, скорее всего, придёт пресловутое "За Сталина!", ну и что-нибудь ещё в том же духе.

Летчик Борис Сафонов рядом со своим истребителем И-16 | ИТАР-ТАСС
Летчик Борис Сафонов рядом со своим истребителем И-16 | ИТАР-ТАСС

Однако же, в моей коллекции собралось уже немало фотоснимков, где борта советских военных самолётов украшают не только оригинальные надписи, но и забавные рисунки.

Кстати, подобное живописное оформление фюзеляжей самолётов известно ещё со времен Первой мировой. Первенство вроде бы приписывается итальянцам, но сейчас такого рода "украшательства" называют по-английски, а именно - Nose art.
Франческо Баракка возле своего самолета
Франческо Баракка возле своего самолета

Итальянцы, конечно же, в первую очередь рисовали всякие геральдические символы. В раннем СССР же, как правило, предпочитали надписи.

Лёгкий бомбардировщик Р-1, 1930 год
Лёгкий бомбардировщик Р-1, 1930 год

Но позже появились и замечательные исключения. Например, в виде рисунков хищников.

Дважды Герой Советского Союза капитан Алексей Алелюхин
Дважды Герой Советского Союза капитан Алексей Алелюхин

Кстати сказать, в конце войны Алелюхин летал уже на именной машине с надписью на борту «Алексею Алелюхину от коллектива треста № 41 НКАП». К надписям от дарителей мы вернёмся позже, а пока ещё немного рисунков хищников. Очень эффектное "Львиное сердце":

Лейтенант Ю. П. Шитов в кабине своего истребителя ЛаГГ-3
Лейтенант Ю. П. Шитов в кабине своего истребителя ЛаГГ-3
Тимофей Пунёв в кабине своего Пе-2 с изображением льва
Тимофей Пунёв в кабине своего Пе-2 с изображением льва

Из воспоминаний ветеранов:

"...Камуфляжа у нас не было, и я никогда его и в других полках не видел. Камуфляж у немцев был. Номера были крупные, голубого цвета, в районе кабины радиста. На килях звезды. В районе кабины слева наносили эмблему летчика, у меня был «лев в прыжке». У кого-то «тигр». У Васьки Борисова была вообще интересная эмблема - бомба (лежит), на ней верхом медведь, пьющий вoдкy из горла. Командир дивизии как прилетит, так: «Борисов, ну сотри ты эту гадость!» - так и не стер. Но вообще-то эмблемы разрешались. Эмблемы техники рисовали, там большие мастера были.
Пилот А. И. Дорофеев позирует на фоне Ла-5ФН с рисунком тигриной пасти
Пилот А. И. Дорофеев позирует на фоне Ла-5ФН с рисунком тигриной пасти

Снова тигр, но уже в компании убегающего от него Геббельса:

Иван Степаненко у Як-9
Иван Степаненко у Як-9

Ну и завершая тему семейства кошачьих, просто ...кошка и мышка.

ЛАГГ-3 Леонида Гальченко
ЛАГГ-3 Леонида Гальченко

Учитывая, что речь идет об авиации, тема хищных птиц, конечно, тоже была очень актуальной.

Як-9Д подполковника М. В. Авдеева на обслуживании
Як-9Д подполковника М. В. Авдеева на обслуживании
Николай Прошенков и его «Аэрокобра»
Николай Прошенков и его «Аэрокобра»

Стоит отметить, что в отличии от звёзд за воздушные победы, изображение которых регламентировалось Приказом №073, никаких правил по нанесению других эмблем и рисунков не существовало. В каждом полку или эскадрильи были свои обычаи и традиции. Вот как вспоминает этот момент один из ветеранов:

"... Незадолго до этого, в наш полк приехала группа художников из Киева, рисовали наших ведущих лётчиков. Мой командир позировал прямо возле своего самолёта, на стоянке. Рисовали и других лётчиков. И вот один из них возьми и спроси у художника: "Вы льва мне на борту нарисовать можете ?". "Конечно, могу". И нарисовал. Лев получился просто загляденье. Тут другие лётчики с просьбами: "Мне орла. Мне медведя". Мой командир и спрашивает: "А мне чёрта нарисовать можете?". Оказалось, можно и чёрта. Изобразил он ему чёрта коричневым цветом, да такого "настоящего чертяку". С хвостом, рогами, ехиднейшей мордой и бутылью в лапах."
Ф. Добыш и А. Помазунов на фоне Пе-2, с изображением челюсти крокодила
Ф. Добыш и А. Помазунов на фоне Пе-2, с изображением челюсти крокодила

Кроме того, встречались изображения акул, драконов, игральных карт, стрел, молний и тому подобного. Поэтому, заканчивая с рисунками и переходя к надписям, покажу снимок, где есть и то и другое.

Капитан Александр Килаберидзе в кабине ЯК-9
Капитан Александр Килаберидзе в кабине ЯК-9

Фотографий самолётов, где надпись указывает за кого воюет данный летчик или экипаж, сохранилось довольно много. Это мог быть город, какой-то известный герой, погибший от рук фашистов, и даже просто друг-однополчанин. Часто было указано конкретное имя и фамилия.

«За тебя родной брат Ваня, мщу фашистскому зверью Я!»
«За тебя родной брат Ваня, мщу фашистскому зверью Я!»

"За Олега Кошевого":

Капитан И. А. Вешняков
Капитан И. А. Вешняков

В 88-м авиационном полку имелись самолеты, закупленные на средства трудящихся Грузии. На борту их фюзеляжей по-грузински было написано «За Советскую Грузию».

Истребитель ЛаГГ-3, лето 1943 г.
Истребитель ЛаГГ-3, лето 1943 г.

Так мы плавно подобрались к тому, что некоторые самолёты строились не на государственные средства, а были подарены фронту. Точнее, построены на деньги отдельных организаций и даже частных лиц.

Один из самолетов эскадрильи, построенных на средства коллектива Академического Малого театра СССР | Фото: Тихонов
Один из самолетов эскадрильи, построенных на средства коллектива Академического Малого театра СССР | Фото: Тихонов

Ещё один редкий кадр. Артисты джаз-оркестра под управлением Утесова осматривают самолет с дарственной надписью:

 Истребитель Ла-5Ф «Веселые ребята»
Истребитель Ла-5Ф «Веселые ребята»

Много снимков и, соответственно, самолётов, построенных на средства, собранные колхозниками. Причем, что интересно, встречаются как надписи с названием колхоза, так и с указанием одного конкретного труженика тыла, выступившего дарителем.

Вот, к примеру, фото Героя Советского Союза капитана И.Н. Кожедуба в кабине самолета, построенного на средства колхозника В.В. Конева.

 Капитан И.Н. Кожедуб | Фото: Я. Наволоцкий
Капитан И.Н. Кожедуб | Фото: Я. Наволоцкий

И это, конечно, не совсем понятно. Надо будет поизучать этот вопрос и разобраться - как советский колхозник мог собрать денег на целый самолёт? Просто это не единственный случай. Вот ещё пример такого подарка конкретному летчику от конкретного колхозника:

Лётчику Сталинградского фронта Гвардии Майору тов. Еремину от колхозника колхоза "Стахановец" тов. Головатова
Лётчику Сталинградского фронта Гвардии Майору тов. Еремину от колхозника колхоза "Стахановец" тов. Головатова

Причем, что интересно, это не похоже на пропагандистское фото, потому что я нашел еще один кадр того же самолёта с той же надписью, но уже другим цветом и "почерком". То есть, получается, что даже при перекрашивании/ремонте самолёта надпись с информацией о дарителе старательно возобновили.

Сравните сами
Сравните сами

В общем, информация к размышлению. Возможно, кто-то знает ответ, тогда не поленитесь написать его в комментариях. А я продолжаю тему "подарков".

От следующего кадра у меня просто мурашки.

Согласитесь, что у современного человека, не заставшего войну, первая версия о том, что именно писали на советских боевых самолётах будет что-то вроде "За Родину!" или "Смерть фашистским оккупантам!".-22

История этого самолета такова:

Этот штурмовик был построен на средства, собранные советскими детьми. Первый взнос сделала ученица 612-й московской школы Лена Азаренкова - дочь погибшего лётчика ст. лейтенанта А. В. Азаренкова. Она отдала на строительство самолёта сэкономленные ею за счёт ёлки и игрушек 110 рублей. Тысячи детей со всей страны поддержали девочку, сделали посильный вклад из своих маленьких сбережений на постройку этого самолёта. Следуя примеру Лены, 100 тысяч рублей собрали учащиеся Ставропольского края, 1 миллион рублей - школьники Ивановской области.

Надеюсь, это подборка заслужила ваш одобрительный лайк и подписку на мой канал. Для вас пустяк, а для меня - вдохновение!

Читайте также:

- Дети и Великая Отечественная война. Подборка архивных фотографий, от которых комок подступает к горлу