Согласитесь, что у современного человека, не заставшего войну, первая версия о том, что именно писали на советских боевых самолётах будет что-то вроде "За Родину!" или "Смерть фашистским оккупантам!". Также в голову, скорее всего, придёт пресловутое "За Сталина!", ну и что-нибудь ещё в том же духе.
Однако же, в моей коллекции собралось уже немало фотоснимков, где борта советских военных самолётов украшают не только оригинальные надписи, но и забавные рисунки.
Кстати, подобное живописное оформление фюзеляжей самолётов известно ещё со времен Первой мировой. Первенство вроде бы приписывается итальянцам, но сейчас такого рода "украшательства" называют по-английски, а именно - Nose art.
Итальянцы, конечно же, в первую очередь рисовали всякие геральдические символы. В раннем СССР же, как правило, предпочитали надписи.
Но позже появились и замечательные исключения. Например, в виде рисунков хищников.
Кстати сказать, в конце войны Алелюхин летал уже на именной машине с надписью на борту «Алексею Алелюхину от коллектива треста № 41 НКАП». К надписям от дарителей мы вернёмся позже, а пока ещё немного рисунков хищников. Очень эффектное "Львиное сердце":
Из воспоминаний ветеранов:
"...Камуфляжа у нас не было, и я никогда его и в других полках не видел. Камуфляж у немцев был. Номера были крупные, голубого цвета, в районе кабины радиста. На килях звезды. В районе кабины слева наносили эмблему летчика, у меня был «лев в прыжке». У кого-то «тигр». У Васьки Борисова была вообще интересная эмблема - бомба (лежит), на ней верхом медведь, пьющий вoдкy из горла. Командир дивизии как прилетит, так: «Борисов, ну сотри ты эту гадость!» - так и не стер. Но вообще-то эмблемы разрешались. Эмблемы техники рисовали, там большие мастера были.
Снова тигр, но уже в компании убегающего от него Геббельса:
Ну и завершая тему семейства кошачьих, просто ...кошка и мышка.
Учитывая, что речь идет об авиации, тема хищных птиц, конечно, тоже была очень актуальной.
Стоит отметить, что в отличии от звёзд за воздушные победы, изображение которых регламентировалось Приказом №073, никаких правил по нанесению других эмблем и рисунков не существовало. В каждом полку или эскадрильи были свои обычаи и традиции. Вот как вспоминает этот момент один из ветеранов:
"... Незадолго до этого, в наш полк приехала группа художников из Киева, рисовали наших ведущих лётчиков. Мой командир позировал прямо возле своего самолёта, на стоянке. Рисовали и других лётчиков. И вот один из них возьми и спроси у художника: "Вы льва мне на борту нарисовать можете ?". "Конечно, могу". И нарисовал. Лев получился просто загляденье. Тут другие лётчики с просьбами: "Мне орла. Мне медведя". Мой командир и спрашивает: "А мне чёрта нарисовать можете?". Оказалось, можно и чёрта. Изобразил он ему чёрта коричневым цветом, да такого "настоящего чертяку". С хвостом, рогами, ехиднейшей мордой и бутылью в лапах."
Кроме того, встречались изображения акул, драконов, игральных карт, стрел, молний и тому подобного. Поэтому, заканчивая с рисунками и переходя к надписям, покажу снимок, где есть и то и другое.
Фотографий самолётов, где надпись указывает за кого воюет данный летчик или экипаж, сохранилось довольно много. Это мог быть город, какой-то известный герой, погибший от рук фашистов, и даже просто друг-однополчанин. Часто было указано конкретное имя и фамилия.
"За Олега Кошевого":
В 88-м авиационном полку имелись самолеты, закупленные на средства трудящихся Грузии. На борту их фюзеляжей по-грузински было написано «За Советскую Грузию».
Так мы плавно подобрались к тому, что некоторые самолёты строились не на государственные средства, а были подарены фронту. Точнее, построены на деньги отдельных организаций и даже частных лиц.
Ещё один редкий кадр. Артисты джаз-оркестра под управлением Утесова осматривают самолет с дарственной надписью:
Много снимков и, соответственно, самолётов, построенных на средства, собранные колхозниками. Причем, что интересно, встречаются как надписи с названием колхоза, так и с указанием одного конкретного труженика тыла, выступившего дарителем.
Вот, к примеру, фото Героя Советского Союза капитана И.Н. Кожедуба в кабине самолета, построенного на средства колхозника В.В. Конева.
И это, конечно, не совсем понятно. Надо будет поизучать этот вопрос и разобраться - как советский колхозник мог собрать денег на целый самолёт? Просто это не единственный случай. Вот ещё пример такого подарка конкретному летчику от конкретного колхозника:
Причем, что интересно, это не похоже на пропагандистское фото, потому что я нашел еще один кадр того же самолёта с той же надписью, но уже другим цветом и "почерком". То есть, получается, что даже при перекрашивании/ремонте самолёта надпись с информацией о дарителе старательно возобновили.
В общем, информация к размышлению. Возможно, кто-то знает ответ, тогда не поленитесь написать его в комментариях. А я продолжаю тему "подарков".
От следующего кадра у меня просто мурашки.
История этого самолета такова:
Этот штурмовик был построен на средства, собранные советскими детьми. Первый взнос сделала ученица 612-й московской школы Лена Азаренкова - дочь погибшего лётчика ст. лейтенанта А. В. Азаренкова. Она отдала на строительство самолёта сэкономленные ею за счёт ёлки и игрушек 110 рублей. Тысячи детей со всей страны поддержали девочку, сделали посильный вклад из своих маленьких сбережений на постройку этого самолёта. Следуя примеру Лены, 100 тысяч рублей собрали учащиеся Ставропольского края, 1 миллион рублей - школьники Ивановской области.
Надеюсь, это подборка заслужила ваш одобрительный лайк и подписку на мой канал. Для вас пустяк, а для меня - вдохновение!
Читайте также:
- Дети и Великая Отечественная война. Подборка архивных фотографий, от которых комок подступает к горлу