Найти тему
Mitya

Ум. Древние и современные концепции.

Перевод главы из книги Свами Рама "Йога и психотерапия".

-2

Но кроме оболочки, которая состоит из жизненного дыхания и внутренней части, есть оболочка, которая состоит из мыслей. Одно наполняется другим. Первое похоже на человека, и поскольку оно имеет сходство с человеком, второе соответствует первому и само принимает сходство с человеком.
Тайттирия Упанишада, II. 3

Согласно традициям йоги, мы заключены в ряд тел. До сих пор мы обсуждали физическое тело, действующее на физическом плане, измеряемое физическими средствами и изучаемое анатомией и физиологией. Мы также описали энергетическое или праническое тело, к которому в йоге обращаются через изучение и контроль дыхания, но изучение которого до недавнего времени оставалось за пределами ортодоксального научного истеблишмента. Теперь мы обратимся к ментальному полю или “ментальному телу”, которое можно исследовать, сосредоточив внимание внутрь, на работе ума.

Точно так же, как успокоение тела делает возможным тишину, необходимую для изучения дыхания и энергии, точно так же регулирование дыхания приводит ум в сосредоточение. Когда более грубые уровни взяты под контроль и обузданы, тогда тонкие функции ума выходят на передний план сознания, выделяясь в ясном рельефе и приобретая живость, которая делает их более доступными для наблюдения.

В современной психологии ментальное поле чаще всего изучается косвенно, делая выводы о психическом функционировании посредством наблюдения за внешним поведением. К сожалению, эта методология, как правило, уводит от ума к поглащенности изучаемым поведением. Напротив, в психологии йоги ум изучается непосредственно через особый вид самоанализа. Различные методики, разработанные на Востоке для изучения “ментального тела”, называются “медитацией". В процессе медитации человек развивает способность наблюдать за функционированием ума, не поддаваясь влиянию или подавлению мыслей.

Обычный ум не в состоянии точно изучить себя, поскольку он является слишком большой частью того, что изучается. Это аналогично тому, что происходит в физике, где атомарного уровня явления не могут быть оценены с необходимой точностью, потому что сами приборы влияют на то, что наблюдается. Изучение ментальных процессов аналогично: нетренированный ум, который пытается взглянуть на себя, вовлекается в мыслительные процессы, которые он пытается наблюдать. Эта сложная проблема помешала развитию жизнеспособной интроспективной психологии на Западе. Однако на Востоке в ходе постепенного процесса эволюции были разработаны медитативные методы, которые обеспечивают средства объективного наблюдения за умом, не будучи захваченными потоком мыслей.

Практикующий йогу рассматривает ум не только как препятствие на пути к тому сознанию, которое он ищет, но и как мост, по которому он может достичь этого сознания. С этой точки зрения он называет ум “сумкой уловок". Он смотрит на него настороженно, но преданно изучает. Психология йоги-это инструмент для этого исследования, предоставленный теми, кто уже пересек мост и рассматривал ум с точки наблюдения за его пределами.

С использованием этого подхода развились хорошо разработанные концепции психического функционирования. Они организованы вокруг идеи о том, что внутри самого разума существует иерархия функциональных уровней. Хотя существует много школ индийской психологии, которые имеют отношение к различным системам йоги, эта глава будет посвящена в первую очередь двум из самых древних и влиятельных, раджа-йоге, изложенной Патанджали, и ведантической традиции, установленной Шанкарачарьей.

В современной психологии ментальные уровни, ответственные за контроль у взрослого, рассматриваются в терминах единичного эго. В психологии йоги существует уровень, находящийся за пределами западного эго, так что движение по направлению к нему может быть проблематичным. Точно так же, как трудности, связанные с развитием контроля над импульсами, в процессе развития до уровня эго, существуют также трудности, возникающие при переходе на уровни за пределами эго. В то время как современная психотерапия ограничивает свое внимание главным образом развитием эго, психология йоги имеет дело с тем, что лежит за его пределами, очерчивая путь к дальнейшей эволюции. Мы проследим этот путь с самого его начала.

Наука
7 млн интересуются