Быть может, для кого-то это и будет откровением, но образование, согласно закону «Об образовании» - это не только обучение, но и воспитание. Если с обучением все более или менее понятно - учителя буквально зарыты в программах, планах, графиках, то с воспитанием дело обстоит сложнее.
В чем проявляется элемент воспитания, каковы цели, идеология. И есть ли идеология, в которую мы должны погружать детей, и нужна ли она, можно ли воспитывать идеологически нейтрально. Какие ценности должно общество в лице школы прививать детям. Обо всех этих вопросах хочется порассуждать.
Безусловно, школа- это модель общества, по сути, первый серьезный опыт социальной коммуникации. Помимо знаний о мире, школа должна предоставлять возможность получить опыт социального существования в мире, готовить детей к жизни в реальном взрослом социуме, по этой причине из образовательного процесса не может и не должен быть исключен воспитательный элемент. Воспитание представляет собой целенаправленный процесс формирования личностных качеств, соответствующих запросу социума.
Какова же цель воспитания детей в современной России. Кого мы воспитываем сегодня? Гражданина, патриота, православного, атеиста, демократа, коммуниста, сторонника традиционных ценностей, гендерно толерантного человека? Понятно, что перечень можно продолжать бесконечно.
Представляется, что мы живем в век многообразия всех проявлений жизни, и социальных, в том числе. И эта пролиферация бесподобна, в этом и заключена жизнь.
Мир изменился за последние сто лет и продолжает меняться с такой космической скоростью, что уже не осталось застывших идеологических догм, за актуальность которых мы готовы поручиться перед нашими детьми. Информационные технологии, интернет, глобализация, развитие и доступность транспорта помогли как будто бы стряхнуть идеологическую пыль и шелуху и увидеть то, что действительно важно.
А важен человек. Просто человек. Как личность, как самодостаточная единица, как свободная единица. Это и есть антропоцентристский подход. Человек как центр вселенной, как цель, но не средство. Важно при этом не путать свободу с произволом. Свободен тот, кто уважает и считается со свободой других людей. Моя свобода заканчивается там, где начинается личное пространство других людей. Формальное равенство гарантирует всем равное количество свободы, прав и уважения. Право- установленные и консенсуально принятые правила игры, это и есть наличное бытие свободы[1]. Быть свободным и уважать свободу других, уважать право и жить по праву.
Наш же закон дает такое идеологизированное определение, что становится страшно за детей: «Воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде»[2].
Почему социализация должна происходить на основе норм в интересах государства? Какие духовно -нравственные ценности приняты у нас в стране, и кто это определяет и подтверждает? Почему уважать надо старшее поколение и человека труда? А лентяи не достойны уважения на государственном уровне? А авторы Дзена – люди труда?
Процесс воспитания в школах буксует, идеологические рамки устарели и никуда не годятся, а новые стандарты не утверждены и сверху не
спущены.
[1]Гегель Г. Философия права. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: httpse-libra.su/read/362194-filosofiya-prava.html свободный.