Роман Шукшина «Я пришел дать вам волю» (1969 г.) – роман на грани гениальности даже не потому, что он написан Шукшиным, а потому что актуальность сегодня этого романа, к примеру, для старших классов школы, становится огромной.
Если обобщить смысл, то для читателя это роман о вольном человеке, который проливает море крови своих и чужих, не добиваясь ничего – ради воли, ради свободы. Никаких достижений, никакого своего вольного порядка, никаких вольных правил – сплошная разруха, смерти, пьянство победителей, глумление над всеми возможными святынями, убийство своих же, грабежи и новые планы по захвату и грабежам.
Этот роман, который, скорее всего, изменил жизнь и сознание Шукшина.
Начинал он его писать ещё молодым - под обаянием могучей песни «Из-за острова на срежень». Стенька Разин был в его сознании героем и примером для подражания. Самое интересное, что и начинался писаться роман с крайней симпатией к Разину. И писался с симпатией, но глубокая архивная работа, заставившая его уйти в подробности разработки характера, исторические детали, сделали роман другим и теперь производят обратный эффект: более жесткого антилиберального романа я лично не знаю.
В этом смысле роман входил в глубокое противоречие с идеологией партии, в тот момент почитавшей Стеньку Разина как героя войны против царя, как первого революционера тех времён.
Шукшин сохранил всю матрицу революционных тезисов Разина о ненавистном царе, боярах, о воле для ничтожных, но он сделал простое: он не приукрасил деяния Разина, он их показал во плоти. И получился полный ужас. Он показал, как под антицарскими лозунгами рождается патологический диктатор, который в ответ на застенки царя строит своё судилище вообще без какого-либо разбирательства – либо пуля в лоб, либо сабля в брюхо. Разин предстает не как герой, а как хитрый обманщик, который идя против Царя, выдвигает самозванцев – «царевича» Алексея Алексеевича и подложного патриарха Никона.
А чего стоят идеи Разина и его воззвания! Вот идеология, соблазнения:
- Атаманы-молодцы! Охотники вольные! … Кто хочет погулять с нами по чистому полю, красно походить, сладко попить, на добрых конях поездить – пошли со мной! - Как видим, о государственном, да хотя бы каком-то строительстве, созидании речи не идёт.
Вот угроза казакам, которые с ним не пошли:
- .. еслив они будут супротивничать, мы весь городок в распыл пустим! Всех в Дон посажу! А Корнея на крюк повешу. Живого закопаю. (Шукшин В.М., Я пришёл дать вам волю, ЭКСМО, 2004 г., с. 354).
Вот угроза самарцам, жителям Самары.
- Взять!!! Раскатать по бревну, спалить дотла!... На распыл всю Самару!»
И породив разруху, он получает разруху во всем – ближайшие люди становятся банальными убийцами. Вот обращение к есаулу Ларьке, который из-за ревности убил другого сподвижника – «мужика» Матвея:
- … Нет у меня есаулов… Один остался, и тот живодёр.
Получилось, что Шукшин изобразил логику революционного переворота под либеральными лозунгами без прикрас. И это, видимо, взорвало и его сознание, и поставило роман в состояние нон-грата в советской литературе, слишком были очевидны аллюзии. Роман не популяризировался, не ставился, не обсуждался.
Сегодня же понятно, что для того, чтобы сделать, как прививку манту, сознанию молодым людям, бредящим свободой и вольницей этот роман прочитать от корки до корки, потому что весь букет либеральных преступлений расписан настолько ярко прочно и внятно, что диву только даешься мастерству Шукшина.
С точки зрения литературности и образной прорисовки роман безупречен – натура, стилистика дает полное погружение в эпоху. Шукшин года посвятил на то, чтобы отработать все архивы страны, касаемые разинского путча. Но тем не менее, для споров в рамках уроков есть много важного: освободиться от симпатии к Разину Шукшин, думается, не смог, но как классный художник, он не смог покривить душой мастера и создал панораму реального Путча, который ставит главный вопрос: стоит ли фантомная мечта о свободе и воле таких разрушений, предательств, обмана и крови тех, ради кого эта свобода достигалась? На уроке важно поработать над содержанием понятия «воля», «свобода», которая у Разина заключалась в одном понятии – «погулять», у которого оказывается универсальный смысл: грабить, куражиться, пьянствовать, блудить и проч.
Будет о чём подумать и поспорить.