День Победы для большинства жителей России давно превратился в еще одну праздничную дату, которую отмечают больше по привычке – «Потому что так принято». При этом если спросить празднующих – а что именно они празднуют и почему эта Победа так важна, большая часть опрошенных не сможет выдать никакого внятного объяснения. А многие – особенно среди молодежи – не смогут не то что связно рассказать о войне, но даже не знают, когда она была, и кто с кем и ради чего воевал.
Ситуацию усугубляет и «самое важное из искусств» - в современных «киношках» про войну выхолощен и извращен практически весь смысл происходивших без малого сто лет назад событий. На фоне общей деградации российского кинематографа фильмы про Великую Отечественную так же скатились на самую нижнюю планку качества. И представляют собой клишированный набор полу-фетезийных историй про то, как предки героически сражались (за что и почему – зачастую вообще непонятно – просто воевали, потому что так надо было). При этом на экране надо непременно пнуть тогдашнюю власть и показать в виде карикатурных персонажей представителей правоохранительной системы и отцов-командиров. Которые по большей части заняты не тем, как бы организовать боевые действия для максимально быстрого приближения той самой Победы – а маются всякой ерундой и озабочены в основном тем, как усложнить жизнь подчиненных и придумать им побольше идиотских заданий в стиле «камикадзе».
При этом (подчеркну еще раз) – смысл войны и победы в ней вообще неясен и непонятен. Какие-то солдаты где-то за что-то воюют.
То же самое – и на уровне официальных мероприятий, которые превратились в привычный обыденный ритуал, который нужно выполнить – а потом благополучно забыть о нем до нового 9 мая. Никого особо не волнует, что это была за война и почему она так важна.
Тем не менее, эту войну и эту победу нужно помнить.
И причина здесь довольно проста. В русской истории было бесчисленное количество больших и малых войн. Но Великая Отечественная – особая война, которых больше никогда не было.
На кону тогда стояло не просто поражение в ходе боевых действий и даже не будущее государства. Ставкой в этой борьбе было само существование русского народа (и других народов Советского Союза) как самостоятельной этнической, культурной и исторической единицы.
Нацисты не просто хотели победить и уничтожить государство своего врага – в их далеко идущие планы входило «освоение» и колонизация земель СССР с истреблением основной массы населения и превращением в своих рабов оставшихся в живых. Участь народов нашей страны была абсолютно незавидной при «новом арийском порядке».
Эти чудовищные планы по обезлюживанию земель Советского Союза прямо прописывались в многочисленных приказах и документах Вермахта и Третьего рейха и претворялись в жизнь с безжалостной жестокостью.
Так, любые преступления солдат Вермахта в отношении советского населения априори не считались преступлениями, и их пресекали только по одной причине – если они грозили подорвать порядок и дисциплину армейского подразделения. Во всех остальных случаях на совершаемые немцами преступления просто закрывались глаза, и они могли совершенно безнаказанно грабить, насиловать, убивать.
Война была невиданно жестока – тысячи сожженных деревень (зачастую вместе с жителями), погибшие от голода в Ленинграде и на оккупированных территориях, массовые жертвы концлагерей и расстрелов мирных жителей, насилия над мирным населением (прямо санкционировавшиеся и претворявшиеся в жизнь гитлеровской верхушкой) и прочие зверства, от которых кровь стынет в жилах. При всей своей жестокости даже Батыево нашествие не идет в сравнение с тем, что несли немцы населению Советского Союза. В истории нашей страны масштабы и чудовищность нацистских преступлений даже сравнить не с чем – все прочие войны по сравнению с поведением немцев на оккупированной территории велись куда более гуманно, и все причиняемые ими насилия и бедствия не выходили за рамки «обычных» для войны своего времени эксцессов.
За время Великой Отечественной войны Белоруссия в результате оккупационной политики немцев потеряла 25% своего населения, Украина – 20%. Не менее страшные потери были и в находившихся под оккупацией регионах РСФСР. Так, в оккупированных немцами пригородах Ленинграда царил голод, еще более страшный, чем в самом блокадном Ленинграде. Его жертвой в том числе стал и известный писатель-фантаст А.Р. Беляев, живший в оккупированном врагом Пушкине. Когда Красная армия освободила этот район зимой 1944 года, местные города и поселки буквально вымерли – от прежнего населения едва осталось и 20%.
Освобождаемые районы страны представляли собой печальное и душераздирающее зрелище – сожженные (порой вместе с жителями) деревни, виселицы с местными жителями (порой на центральных улицах городов и деревень на всеобщем обозрении), набитые трупами рвы и колодцы. И жуткие рассказы об оккупации от тех, кто смог пережить весь этот ад.
Трудно себе представить, как после всего пережитого участники тех событий не сошли с ума и не превратились в зверей от увиденного – а ведь они потом еще кормили население занятых Красной армией районов Германии, восстанавливали страну и растили новые поколения. Пройти все круги тогдашнего ада и остаться людьми – такое не каждому дано, но они смогли.
Советский Союз потерял во время войны около 20-22 млн. человек – цифра поистине грандиозная и потрясающая. Причем потери армии – это только около половины этого числа. Все остальные – это мирное население, истребляемое гитлеровцами безо всякой жалости.
Помнить все эти события очень важно – и быть благодарными тем людям, которые ценой своей жизни и своего здоровья избавили нас от уготованного по гитлеровским рецептам будущего.
И важно знать Великую Отечественную не только на уровне лозунгов, затертых до дыр и в значительной мере потерявших свой смысл в головах современных людей. Но и помнить истинный смысл той войны - войны за право жить на земле, и жить свободными, а не рабами "арийских господ". Как сказал в свое время Егор Яковлев - идея человеческого равенства победила идею человеческого неравенства. Забывать такое нельзя - причем не только один день в году, а помнить и чтить всегда.