Найти тему
Про жизнь

Комиссар бронепоезда Рафаил Шнейвайс

«Нас, журналистов тридцатых годов, учили следовать принципу «Видел сам». Видел сам – значит быть в гуще событий, на самом переднем крае, быть с людьми, выслушивать их мнения, понять их чувства, видеть жизнь дальше своего личного предела».

Рафаил Фадеевич Шнейвайс (Николай Карташов)

На фото: Рафаил Фадеевич Шнейвайс
На фото: Рафаил Фадеевич Шнейвайс

В наши дни о коммунистах пишут мало. Ещё меньше пишут о тех, кого в годы войны гитлеровцы расстреливали первыми, увидев красную звезду на рукаве, – о комиссарах.

* * *

В секретном документе Вермахта «Указания об обращении с политическими комиссарами» № 338222/41 от 6 июня 1941 года было записано: «…Опознать политических комиссаров в качестве органов можно по особому знаку различия красной звезде с вытканными на ней серпом и молотом на рукаве. Их надлежит немедленно, то есть прямо на поле боя, отделять от всех остальных военнопленных. Это необходимо, чтобы лишить их всякой возможности оказывать влияние на взятых в плен солдат. Комиссары в качестве солдат не признаются; никакая международно-правовая защита к ним не применяется. После произведенной сортировки их надлежит уничтожить».

* * *

Наш рассказ о человеке, который был комиссаром по велению души, а не по приказу, который жил вместе со страной, принимая все горести и радости. Писатель по призванию он занимался любимым делом. Записывал, сохранял подробности встреч и бесед, делал зарисовки о людях и времени. В трудные для страны годы он был комиссаром бронепоезда. Публикации и воспоминания из записных книжек Рафаила Шнейвайса, еврейского мальчика из Полоцка, ставшего писателем и журналистом – взгляд в прошлое – подробный, документальный, основательный.

Перелистаем лишь несколько страниц биографии Рафаила Шнейвайса. Это годы страшнейших испытаний, время Великой Отечественной войны. Я сознательно не упоминаю о жене и дочери Рафаила Шнейвайса. Письма с фронта, их письма мужу и отцу – глубоко личное. Лучше, если Вы прочитаете их сами.

* * *

Небольшой экскурс в историю для современных читателей. Институт «комиссарства» имеет давние корни. Из Положения о ВОЕННЫХ КОМИССАРАХ И КОМИССАРИАТАХ, ПРИНЯТОГО I ВСЕРОССИЙСКИМ СЪЕЗДОМ ВОЕННЫХ КОМИССАРОВ (7–11 июня 1918 г.) «…На комиссаров возлагается вся тяжесть создания Красной Армии. Поэтому военный комиссар должен быть безупречным революционером и человеком исключительных способностей».

* * *

В своем докладе на VII Всероссийском Съезде Советов Рабочих, Крестьянских, Красноармейских и Трудовых Казачьих Депутатов 7 декабря 1919 г. военный комиссар Л.Д. Троцкий определил роль комиссаров в армии: «Я должен сказать, что в лице наших комиссаров, передовых бойцов-коммунистов мы получили новый коммунистический орден самураев, который – без кастовых привилегий – умеет умирать и учит других умирать за дело рабочего класса».

* * *

Институт военных комиссаров вводился и отменялся в Красной Армии. Но меньше, чем через месяц после начала Великой Отечественной войны институт военных комиссаров был восстановлен. Президиум Верховного Совета Союза ССР постановил: «…Ввести во всех полках и дивизиях, штабах, военно-учебных заведениях и учреждениях Красной Армии институт военных комиссаров, а в ротах, батареях, эскадронах – институт политических руководителей».

И в Положении О ВОЕННЫХ КОМИССАРАХ РАБОЧЕ-КРЕСТЬЯНСКОЙ КРАСНОЙ АРМИИ: «…Военный комиссар является нравственным руководителем своей части (соединения), первым защитником ее материальных и духовных интересов. «Если командир полка является главой полка, то комиссар полка должен быть отцом и душою своего полка» (Сталин) …Военный комиссар должен воодушевлять войска на борьбу с врагами нашей Родины. В наиболее серьезные моменты боя военный комиссар обязан личным примером храбрости и отваги поднять боевой дух войсковой части и добиться безусловного выполнения боевого приказа».

* * *

Бойцы идеологического фронта, «комиссары» – незаслуженно забыты. Они были впереди в самые напряженные месяцы войны, во время массовых окружений и гибели армий. Институт комиссаров в Красной Армии был упразднен только в 1942 году, когда уже отошли от отступлений и потерь 1941 года. Комиссаров быстро и планомерно переучили, и они стали командирами Красной Армии и политработниками.

* * *

Рафаил Фадеевич Шнейвайс – уральский журналист, писатель, строитель Магнитки, замред «Челябинского рабочего», с 1939 по 1946 – комиссар и командир Красной Армии. Биография Рафаила Шнейваса с раннего детства подробно изложена им самим в записках, статьях, набросках и воспоминаниях. Полоцк, учащийся хедера, Смоленск, первый опыт в журналистике. Михаил Исаковский, автор бессмертной «Катюши», «В лесу прифронтовом», «Враги сожгли родную хату», сказал, прочитав первую статью Рафаила Шнейвайса: «Ты будешь писать. Трудись!» В Москве – кровельщик, затем направление на строительство в Магнитку, инженер-металлург, журналист, офицер. За годы жизни сколько встреч с интереснейшими людьми: Татьяничева и Гроссман, Борис Ручьев, Исаак Зальцман, Иосиф Уткин, Константин Симонов, Гайдар, Демьян Бедный, Валентин Катаев, Александр Фадеев. И это далеко не полный список.

* * *

По произведениям, запискам, письмам восстанавливается жизнь Рафаила Шнейвайса (псевдоним – Н. Карташов), прожитая вместе со страной. В 1937 году после окончания горно-металлургического института Рафаил Шнейвайс направляется на Керченский металлургический комбинат заместителем начальника прокатного цеха. В 1939 году – повестка райвоенкомата и призыв на военную службу. Рафаил был направлен в Брянск в 4-й отдельный дивизион бронепоездов, и на несколько лет его судьба была связана с бронепоездами. Через несколько месяцев, уже как секретарь комитета комсомола дивизиона, он приступил к формированию бронепоезда на борьбу с белофиннами. Затем политрук, секретарь партийного бюро дивизиона. В 1941 году началась подготовка «Делай всё, как на войне». В начале июня Шнейвайс отбывает на учения с командиром бронепоезда капитаном Руденко. И 22 июня, во время учений, – известие о начале войны.

Из письма. Брянск, 5 августа 1941 года: «…и это не финская война, а война от исхода которой зависит наше будущее. И война эта, судя по всему, будет долгой».

* * *

Подвиги бронепоездников – славная страница истории Красной Армии. Бронепоезда называли уважительно, по имени отчеству – «Борис Петрович» или бепо. Служили на них железнодорожники, воевавшие на бронепоездах ещё в Гражданскую. В учебном полку, который был сформирован в Брянске на основе 4-го отдельного дивизиона бронепоездов, готовили артиллеристов, пулеметчиков, зенитчиков, разведчиков, связистов, водителей бронемашин, артиллерийских и железнодорожных мастеров. Менялась дислокация полка. Брянск, Тамбов, Рузаевка. На каждом новом месте приходилось искать возможности для продолжения обучения бойцов. Станции забиты воинскими эшелонами, а для бронедивизиона требовались: выход на магистральные пути для отработка тактики и маневрирования, оборудованные позиции для проведения стрельб и учений на местности, дополнительные пути для расположения штабных вагонов, склады. На голом месте приходилось строить дополнительные ветки для решения задач подготовки бронепоездников. Готовили, используя имитации бронеплощадок.

* * *

Многое приходилось делать Рафаилу Шнейвайсу. Формирование бронедивизионов, политработа с экипажами, огневые налёты, разведки боем, поездки к партизанам, подготовка передач «Письма с фронта» о воинах-бронепоездниках. И даже формировать особый секретный бронедивизион, имевший на вооружении установки «Катюша».

* * *

80 человек – экипаж бронепоезда, бронепоездники, как их называли. Бронепоезд движется по железнодорожным путям. Авиация противника наносит по бронепоезду бомбовые удары. Не закопаться в траншеи, не построить блиндажи. Средства обороны – зенитные автоматические пушки и спаренные зенитные пулеметы. При близком разрыве авиабомбы бронепоезд может сбросить с рельсов. То же самое касается бронеплощадок. Задача ремонтных бригад – срочно поставить бронепоезд на рельсы и восстановить ход. На пути следования диверсанты устанавливают мины, возможны подрывы и при обратном отходе. Ремонтным бригадам приходилось под огнем восстанавливать пути, с помощью домкратов и воротов устанавливать бронеплощадки и бронепоезд на рельсы, исковерканные взрывом, восстанавливать мосты, железнодорожные пути, укладывать временные ветки железной дороги. Учитывая, что железные дороги в условиях российского бездорожья часто оставались единственной транспортной артерией, как для фашистов, так и для Красной армии, следует понимать значение этого вида военной техники. Отправляясь в бой, никто не знал, вернётся ли он живым. Погибали, и командиры, и стрелки бронеплощадок, и ремонтники, и путейцы. Рафаил честно пишет: «Каждый новый день был страшнее предыдущего».

Бронепоезда участвовали в обороне столицы. Из коммунистических, рабочих и истребительных батальонов формируются стрелковые и десантные дивизии, батальоны, приданные бронедивизионам. Ополченцы 8-й Краснопресненской дивизии наполовину состояли из аспирантов и преподавателей МГУ.

* * *

В это время на Белорусском вокзале строится бронепоезд совершенно новой конструкции. И здесь Рафаил встречает человека, с которым он работал перед войной, директора Керченского металлургического комбината Ольгу Борисовну Власенко, но уже в новом качестве – как строителя бронепоездов. Ольга Борисовна – помпотех, помощник командира дивизиона по технической части. Бронепоезд имеет броню в 30 и 40 мм. Изменен угол наклона бронелистов. На бронеплощадках установлены пушки Грабина.

* * *

В мае 1942 из Рузаевки Шнейвайса вызывают в Москву для выполнения спецзадания. Начинается формирование бронепоездов особого назначения с установленными «Катюшами». Отбором личного состава в дивизионы, вооруженные «БМ-13», занимается управление кадров. А комиссаров назначает начальник главного политического управления РККА. Доступ к установкам разрешен только командирам и комиссарам. И вот получено назначение:

«Приказом начальника главного Политического управления РККА № 0572 от 28 июля 1942 года Вы назначены военным комиссаром бронепоезда 57–го особого дивизиона бронепоездов. Срок отбытия 28 июля 1942 года.

Начальник УК ГлавПУ КА»

Бронепоезд
Бронепоезд

* * *

Из письма 14 августа 1942 года: «Хорошо, что мы – большевики и верим, искренне и глубоко верим в дело, за которое боремся. Это наша религия. Мы верующие. Но сатана в образе немца сам не сгинет, его надо побить».

* * *

Особый бронедивизион формируется на Павелецком вокзале. Командир бронепоезда – капитан Василий Иванович Сазонов.

Из письма 8 сентября 1942 года: «Командир у меня прекрасный человек – капитан из кадровых служак, прошедших полжизни в армии Сазонов Василий Иванович… Воюет давно и дважды ранен».

* * *

Рафаил Шнейвайс рассказывает о бронепоезде: «Он мало похож на те бронепоезда, на которых воевали под Брянском. Легкий № 686 и тяжелый № 693. Четыре бронеплощадки на двухосных платформах. Каждая бронеплощадка – орудийная вращающаяся башня, 2 станковых пулемета. Орудие 76 мм, короткоствольное. Площадка ПВО – 45 мм автоматическая пушка, на бронепаровозе башня с двумя спаренными зенитными пулеметами. Связь телефонная… В ноябре пришли бронеплощадки с «Катюшами». Экипаж «Катюш» возглавлял Юрий Соколов – 18 лет, москвич, воспитанник 1-го Московского Краснознаменного артиллерийского училища… На платформе монтировалась ферма, на ней рама с подъемным и поворотным механизмами, механизм пуска. 16 снарядов 132 калибра. Вес 44 кг, дальность 8500 м. Расчет из 7 человек готовит к бою 5-10 минут. Темп стрельбы 10 залпов в час. Управление из кабины».

* * *

Несколько месяцев ушло на формирование. И вот 3 ноября 1942 года дивизион убыл на Калининский фронт. Начинается сражение за Великие Луки – «Малый Сталинград». Город превращён немцами в хорошо укрепленный пункт: построены блиндажи, доты, огневые точки, заменены на германские железнодорожные пути. Задача бронепоездов – вгрызаться в оборону противника.

* * *

Из письма 20 декабря 1942 года: «Нельзя быть комиссаром без доброжелательности и душевного интереса к человеку, без умения стать близким другом каждому бойцу и командиру… Никто никогда не пустит на самокрутки газету со статьей Ильи Эренбурга… На вопрос какими особыми чертами должен обладать комиссар, отвечаю …человечностью. Самое могучее средство воздействия на воинов в бою – личный пример, жить как все без каких-либо всяких привилегий».

* * *

Бронепоезда поддерживали пехотные части. Вели огневые налеты, разведку боем. Вызвали огонь на себя, выявляя огневые точки. На станции строились дополнительные пути для маневрирования. В лесу рубили деревья, делали шпалы. Немцы бомбили непрерывно. Приходилось использовать «Катюши» и против самолётов. Во время огневого налета сброшены с рельсов две бронеплощадки. Бронепоезд осуществляет боевое прикрытие парламентариев, направленных к командующему гарнизоном барону Эдуарду фон Зассу. Во время боёв Рафаилу присвоено звание старший лейтенант. Окруженный гарнизон наконец капитулирует. Город практически разрушен. Из числа жителей едва наберётся 1000 человек, многие в крайней степени истощения. А окруженным гитлеровцам с самолетов сбрасывали датскую ветчину, норвежские консервы, бельгийский шоколад.

* * *

Отменён приказ о комиссарах, теперь Рафаил Шнейвайс – заместитель командира бронепоезда по политчасти.

Отчет о работе бронепоезда:

«За период военных действий в районе Великих Лук: совершено 110 огневых налетов. Уничтожено 18 дзотов, 64 огневые точки, 3 минометные батареи, сбито 3 самолета, уничтожено до 2 полков пехоты. Выпущено 3295 снарядов и произведено 36 залпов – 488 ракет».

Рафаил Шнейвайс получил боевую награду – «За боевые заслуги».

* * *

После бронепоездов Рафаил Шнейвайс был направлен в Чкаловское танковое училище на краткосрочные командирские курсы. Гвардии капитан Рафаил Шнейвайс стал танкистом, командиром батареи СУ-76, 1402 САП, а впоследствии и помощником начальника штаба по разведке.

Марк Гроссман так описывал случайную встречу с Рафаилом Шнейвайсом на дорогах войны: «Когда САУ-76 с бортовым номером 7 поравнялась с нами, я вышел на середину дороги. Из машины на землю спрыгнул рассерженный капитан и в ту же минуту… я попал в его объятия».

А свой роман «Да святится имя твое!» он подписал: «Верному другу, дорогому товарищу Рафаилу Шнейвайсу».

Из Наградного листа:

«Член ВКП(б) с 07.1932. Капитан Шнейвайс командир батареи СУ-76 в боях на Земландском полуострове показал себя как одним из лучших командиров батарей. В бою смелый, хорошо ориентирующийся в боевой обстановке, быстро и правильно принимает решения. В боях за местечко Циммербуде сам лично на самоходной установке ворвался в местечко и огнем уничтожил 6 пулеметов, 2 орудия и 46 немцев. Тем самым дал возможность продвижения пехоты. Противник переходил в контратаку, но успеха не имел. Батарея капитана Шнейвайса разгромила противника, взяв в плен до 80 солдат и офицеров противника. Личным примером храбрости содействовал успеху разгрома гарнизона. За проявленное мужество в борьбе с немецкими захватчиками представляется к правительственной награде – ордену «Отечественная война второй степени».

Командир 1402 САП

гв. подполковник Борисов.

18 мая 1945 года».

* * *

Свой военный путь Рафаил Шнейвайс закончил в декабре 1945 году. Судьба предложила ему новый поворот – направление в танковую академию, но после 7 лет разлуки Рафаил сделал свой выбор – семья.

Рафаил Шнейвайс написал 20 книг, сотни статей. А все материалы: фотографии, записные книжки хранил в старой офицерской планшетке. Среди них: военные блокноты, воспоминания однополчан, «Краткая история 4-го отдельного дивизиона бронепоездов» и рукопись брошюры «Бронепоезда в борьбе с немецко-фашистскими оккупантами».

* * *

В Челябинске уже 14 раз принимает гостей Всероссийский фестиваль народного танца «Уральский перепляс» на приз династии хореографов Натальи Карташовой и Татьяны Реус – жены и дочери Рафаила Шнейвайса. Это в том числе и дань памяти комиссару, коммунисту, настоящему Человеку – Рафаилу Шнейвайсу.

Огромный труд – издание трёх томов произведений Рафаила Шнейвайса «Командармы индустрии. Архив южноуральского журналиста», проделан родственниками Рафаила Фадеевича. В трёхтомник вошли письма, статьи, произведения, воспоминания. Это – документальная повесть о настоящем комиссаре. Издание есть в фондах Центральной библиотеки имени А.С. Пушкина города Челябинска.

Автор: Виктор КРАСУСКИЙ

Книга «Мы всё ещё русские» здесь и здесь