Жозефина Бейкер (при рождении - Фреда Джозефина Макдональд) (1906 - 1975 гг.) яркое свидетельство того, насколько удивительную и разноплановую жизнь может прожить человек. До сих пор ее вспоминают во Франции, ее второй родине, как ту, которая ...танцевала голой и умерла веселой...)
Происхождение Жозефины было максимально темным. Она родилась в США. Ее чернокожая мать не знала своих родителей - она выросла в приемной семье бывших рабов. Всю жизнь эта женщина работала прачкой - и от кого она родила свою дочь так никогда и не стало известным - можно лишь предположить, что отец Жозефины был белым.
Мать ее потом вышла замуж за вечного безработного и родила в этом браке еще нескольких детей. Семья жила на грани нищеты и находилась на самом социальном дне общества. Жозефина была истинной дочерью трущоб - все детство ее прошло на улице, где она копалась в мусорных баках в поисках еды. С 8 лет она стала помогать матери стирать чужое белье и подрабатывать прислугой в домах белых, где с ней часто обращались очень жестоко (например, одна хозяйка специально обварила ей руки, когда Жозефина положила в стирку слишком много мыла). Затем она работала официанткой. А в 13 лет впервые вышла замуж.
Брак этот устроила ее мать, которая таким образом пыталась улучшить жизнь дочери. Муж был намного старше, с ним было скучно, и через несколько месяцев девочка с ним развелась. Следующий брак, от которого ей досталась фамилия Бейкер, был заключен, когда Жозефине было 15 лет. Они продержались вместе 4 года, и опять последовал развод. Причиной было желание ее мужа, который работал проводником в пассажирских поездах, иметь нормальную домашнюю супругу, в то время, как Жозефина стремилась танцевать, ее влекли сцена и слава.
С матерью отношения тоже были сложными из - за этого стремления к сцене - женщина принимала сторону зятя и была против сценической карьеры своей дочери.
Меж тем Жозефина с 15 лет гастролировала - она выступала в Нью Йорке, в известных шоу, и бросать свое занятие не собиралась. Танцевала она с раннего детства еще на улицах - сперва, чтобы согреться, потом - за деньги. Ее пластика и энергетика делали ее танцы особенными и привлекательными. Соответственно, она решила и дальше зарабатывать на жизнь тем способом, который у нее лучше всего получался.
В подростковом, практически, возрасте, она стала одной из самых высокооплачиваемых хористок в водевилях. Ее роли как правило, были комического содержания - она изображала девочку из подтанцовки, у которой сперва не получаются движения, а потом вдруг выходит танец намного сложнее, чем у остальных, чаще - с элементами акробатики. Это сопровождалось комичными кривляниями, и... в общем публике она нравилась.
В 19 лет она разводится со вторым мужем и уезжает в Париж, где сразу берет быка за рога и начинает выступать в шоу практически обнаженной с эротическими танцами. Она обыгрывала свой цвет кожи и происхождение, танцуя в костюмах и с номерами в якобы африканском стиле - но, поскольку, она была так же далека от Африка как и ее публика - все эти перья, юбки из бананов и обильные нитки бус скорее были ближе не к реальной Африке, а к фантазиям о ней в голове среднего французского обывателя. Как дикарка она подчеркнуто вела себя и в обычной жизни - к примеру, ела спагетти руками, громко разговаривала и неприлично хохотала.
Голой танцовщицей Францию было не удивить. Но тот стиль, который представила Жозефина, принес ей успех.
Пока она танцевала (а позже она начала еще и петь), фишкой ее выступлений была обнаженная грудь, иногда слегка прикрытая декором. По этой причине, даже когда она была уже очень знаменита, а билеты на ее выступления стоили очень дорого, ей был закрыт доступ на многие площадки.
Одно время она выходила на сцену с ручным гепардом в бриллиантовом ошейнике. Гепард периодически сбегал в оркестровую яму и там пытался съесть музыкантов - это добавляло эмоций в выступление, и публика заводилась еще сильнее...)
Жозефина стала очень модной. Известные художники писали ее портреты, светские дамы приглашали на свои приемы. Впоследствии она вспоминала, что у нее были тысячи любовников, и при этом, она дарила своим вниманием как мужчин, так и женщин. Она так легко относилась к подобным связям, что ходили слухи, что любой таксист может отвезти клиента к ее дому, даже если этот клиент не знает точного адреса. Среди ее любовников было много известных персон, что, конечно же, тоже помогало ее карьере.
В 1926 году она вышла замуж с большой помпой за каменотеса из Сицилии, который выдавал себя за итальянского аристократа. Для публики она стала хоть и фальшивой, но первой титулованной негритянкой.
Она ездила в мировые турне, снималась в кино, пела...Голосок у нее был слабенький, на экране она кривлялась так же, как и в жизни... Скажем так - ее фантастический успех был обусловлен ее талантом к эпатажу и определенной смелостью, которую дает детство, проведенное на помойках.
Кстати, Жозефина, как мы помним, начала работать с младых ногтей, чтобы выжить. В школу она не ходила никогда и была неграмотна. Когда у нее появились деньги, она нанимала секретарей, которые вели ее переписку.
К началу 30-х годов она стала самой высокооплачиваемой артисткой в Европе. Она имела доступ во дворцы и дружила со многими знаменитостями. Она владела дорогими автомобилями, породистыми скакунами, настоящим поместьем. Коллекционаровала украшения из отборного жемчуга, которые ей очннь шли. В перечне великосветских занятий было даже участие в масонской ложе. В Европе появилась мода на загар, поскольку женщины старались получить такой же, как у Бейкер, оттенок кожи. Она, как видно на фото, была не черной, а, скорее, смуглой.
Став настоящей звездой, Жозефина рискнула в 1937 году поехать с гастролями на родину, и там столкнулась не только с полным провалом, но и с уже ею подзабытым расизмом. Местная пресса назвала ее негритянской девкой. Она была шокирована тем, что на родине все ее достижения ничего не значат по сравнению с цветом ее кожи.
В том же году, после этого визита, она еще раз выходит замуж - за французского промышленника, получает французское гражданство и навсегда отказывается от гражданства американского.
С началом Второй Мировой войны Бейкер начинает работать на французскую разведку. Как знаменитая артистка она может ездить на гастроли в любую страну, может встречаться с высокими чинами, а как обаятельная женщина, она могла разговорить любого. У нее была феноменальная память, натренированная годами работы на сцене. Она была завсегдатаем великосветских вечеринок и специализировалась на приемах в посольствах и министерствах, где собирала много важной информации, которую потом передавала во Францию.
Позже она вернулась во Францию и получила удостоверение летчика и офицерский чин лейтенанта ВВС. Однако летать ей не дали - по поручению генерала Де Голля она гастролировала по Северной Африке, выступая на передовой перед французскими, британскими и американскими войсками, и поднимая их боевой дух.
После войны она была награждена медалями Сопротивления и Освобождения, а также боевым Военным Крестом. В 1961 году президент Де Голль наградил ее высшей наградой Франции — орденом Почётного легиона.
После войны она приобрела новый вес и уважение, уже как участница Сопротивления. Ее артистическая карьера продолжалась и она опять вышла замуж в 1947 году. Этот брак тоже завершился разводом, но продлился 14 лет.
В 1951 году ее с мужем пригласили в США. И тут опять началось забытое старое... Сперва, из - за сегрегации, они не смогли поселиться вместе - им отказали в 36 отелях! Потом, Бейкер отказались обслуживать в дорогом ресторане. В это же время там находилась с гостями голливудская звезда Грейс Келли, которая, в знак солидарности, тоже покинула это заведение. С тех пор женщины стали дружить.
Все эти события и унижения привели к тому, что Жозефина подключилась к борьбе негров США за равные права с белыми. Ей не мешало даже лишение визы, после скандалов, связанных с ее последним посещением страны. Она вела в этом направлении настолько активную деятельность, что когда застрелили Мартина Лютера Кинга, который возглавлял движение за гражданские права негров, его вдова предложила Жозефине занять его место. Бейкер некоторое время думала об этом, ее популярность среди негров США в то время была грандиозна, и предложение открывало вполне реальные перспективы, но потом она все таки отказалась, мотивируя тем, что не хочет оставить сиротами своих детей.
Кстати, о детях.
Бурная молодость и беспорядочный образ жизни привели к тому, что Жозефине пришлось удалить матку. И детей у нее быть не могло. Но это совершенно ее не остановило. После войны, и после событий, случившихся с нею в США, она стала усыновлять детей. Но делала это, в том числе, с целью доказать, что выходцы разных рас вполне могут жить мирно. Она осознанно собрала коллекцию детей разных национальностей: дочери были француженка и марокканка, сыновья - кореец, японец, колумбиец, финн, два француза, еврей, алжирец, котдэвуарец, венесуэлец.
Всего компания включала 12 детей. Приемная мать называла их Племя Радуги. Планировалось дать им отличное образование, кроме музыкального, чтобы они, не дай Бог, не пошли в артисты, воспитать в разных религиях, с целью наглядно доказать, что люди с подобными различиями способны дружно жить вместе, а потом отправить каждого на его родину, чтоб он там поднимал, так сказать, местный уровень культуры своими передовыми взглядами. То есть идеи были несколько мессианского характера. Для семейного гнезда она купила огромный замок, наняла кучу нянь и учителей, закупила много разных животных, которых, кстати, сама очень любила...
Ее последний муж сперва это занятие поддерживал. Собственно, пока Жозефина гастролировала и добывала средства для жизни, он всем этим хозяйством и занимался.
Однако, по мере того, как появлялись все новые и новые дети, его энтузиазм уменьшался. Когда Жозефина привела одиннадцатого ребенка, мужчина не выдержал и сбежал. Она привела двенадцатого, и потом поняла, что с ролью матери не справляется. Ну то есть, обеспечивать она умела, а воспитывать - нет, что, в принципе, не удивительно.
В итоге все пошло кувырком. Гастроли пришлось отменять (кстати, будучи уже далеко не молодой, она по прежнему танцевала очень легко одетой. Но двигалась так хорошо, что публика все равно была в восторге.) Дети не слушались. Она их тиранила. Они огрызались, и стали плохо учиться. Деньги закончились. Замок продали за долги, а Жозефина сидела на его ступенях и не хотела уходить, хотя ее больше не пускали внутрь.
Тут ее спасла Грейс Келли. Она быстро поставила на уши всех, и обеспечила Жозефину с детьми новым жильем. Жозефина опять в перьях пошла танцевать на сцену, но к этому ее заработку прибавился еще один - она стала выпускать мемуары. Естественно, с помощью секретарей. Мемуары она выпускала регулярно, и в каждой новой книге выдавала новую версию своей жизни. Стоит ли говорить, что публика ждала их с нетерпением?)
Жозефине было 68 лет, когда она пышно отметила 50 - летие своей сценической деятельности (со времени первого шоу в Париже). Она дала прекрасный концерт, а затем закатила вечеринку, во время которой танцевала голая и пьяная на столе и кричала, что ей опять 17...
Через пару дней ее нашли в постели с кучей газет, в которых были хвалебные отзывы о ее юбилейном концерте. У Бейкер случилось кровоизлияние в мозг, и она была в коме. Не приходя в сознание она умерла. Тело забрала Грейс Келли и похоронила на княжеском кладбище Монако с воинскими почестями.
Вот такая пестрая жизнь.
Не скажу, что я в восторге от Бейкер, и мне совершенно не нравятся ее танцы, но почему - то не могла о ней не рассказать. По моему - потрясающая жизнь человека, который поднялся с самых низов благодаря таланту постоянно быть на виду, и постоянно шокировать публику. Она еще раз доказала, всей историей своей жизни и своего успеха, что главное из всех искусств, это искусство эпатажа...
А теперь - танцы!)
..и песни)