Найти тему
АЗБУКА СТРАНСТВИЙ

Католические колокола на православном храме

В непосредственной близости от церкви Вознесения расположен другой, не менее загадочный памятник, Георгиевская колокольня. Точное время её строительства мы не знаем. Традиционно памятник датируется серединой XVI века и стилистически действительно принадлежит к этому времени.

Строитель колокольни был, безусловно, знаком с итальянским зодчеством. Об этом говорит сама форма круглого здания, вызывающего в памяти «идеальные» архитектурные композиции итальянских зодчих XV—начала XVI века — итальянские кампаниллы. Ближе всего эта постройка к Архангельскому собору Кремля. Декор колокольни говорит о явном стремлении архитектора внести в оформление здания принципы ордерного построения: плоские пилястры, арки, профилированные архивольты и карнизы.

Георгиевская колокольня, современный вид. Фото из открытых источников
Георгиевская колокольня, современный вид. Фото из открытых источников

Более точную датировку памятника предложил крупнейший исследователь древнерусского искусства М.А. Ильин, который считал, что памятник возведён в честь рождения Юрия, второго сына Василия III (30 октября 1533 года). С этой датой, по мнению М.А.Ильина, связано посвящение церкви Георгию Победоносцу.

Можно также предположить, что Георгиевская колокольня была сооружена в начале XVI века, до строительства церкви Вознесения, и первоначально использовалась как кладбищенский храм-капелла «иже под колоколы» для служб и отпевания, вместо разобранной церкви Георгия Победоносца времён Дмитрия Донского, а затем около 120 лет служила колокольней церкви Вознесения.

Другие статьи канала (ссылки могут не отображаться, но работают, нажимайте на названия): об истории Горного Алтая, шаманизме и Аркаиме ; о Звенигороде и Новом Иерусалиме ; о Переславле-Залесском и музее паровозов ; о Троице-Сергиевой Лавре и окрестностях

В XVII столетии после пристройки к колокольне деревянной трапезной она была превращена в алтарь церкви и 5 февраля 1678 года торжественно освящена. Оставшиеся в кладке арок следы креплений для подвески колоколов позволили исследователям установить, что колокола подвешивали по католическому способу, когда звук производился ударом колокола о язык, а не наоборот, как в православии. Колокол раскачивался с помощью верёвок и очепа. По свидетельству архитектора П.Д.Сухова (1867—1958), подобная подвеска имеется только в церкви Грузинской Богоматери в Никитниках.

Вид со стороны церкви. Фото из открытых источников
Вид со стороны церкви. Фото из открытых источников

В 1843 году по проекту архитектора Е.Д.Тюрина церковь и трапезная были разобраны и вновь построены с использованием элементов декора и пропорций древнего здания. В 1920-е годы в процессе реставрации была разобрана верхняя часть церкви, и колокольне возвращён первоначальный вид.

Предыдущие статьи по теме: "Кто жил в Коломенском между дьяковцами и славянами?", "Дыра во времени в Коломенском", "Ценное владение московского князя", "Языческие традиции при строительстве православного храма", "Как археологи решали богословские загадки"