Есть мнение, что строительство девятиэтажек обусловлено высотой вылета лестниц пожарных машин того времени. Но техника для тушения пожаров была оснащена лестницами с вылетом 30 и даже 45 метров. Это при средней высоте здания 9 этажей — 27 метров. Разберемся почему на самом деле в СССР раньше строили именно 9-этажные дома.
Ограничение высотой пожарных машин — миф
Еще в начале тридцатых годов советские конструкторы спроектировали автолестницу К-30 (высота 30,1 м), которой должна была агрегатироваться машина ЗИС-6. К сожалению, до реализации проект не дошел.
В 1950 году ОКБ-7 в Торжке разработало подобную лестницу с гидравлическим приводом. Производство наладили на Новоторжском заводе ППО. Здесь же освоили выпуск лестниц АЛМ-32 и АЛМ-45 (32 и 45 метров соответственно), которые ставили уже на автомобиль МАЗ-200.
С 1970 года автомобили ЗИЛ-131 начали агрегатировать лестницами АЛ-30 (высота — 30 м, с дополнительным коленом — 32 м). Выпустили более 1 700 таких пожарных машин.
Строительство 9-этажных домов в СССР — борьба с излишествами
Истинная причина ограничения в 9 этажей появилась задолго до строительства первой девятиэтажки.
После смерти Сталина под сомнение поставили рациональность советского монументального «сталинского ампира». 4 ноября 1955 года председатель ЦК КПСС Н. Хрущев и председатель Совмина СССР Н. Булганин приняли постановление №1871 «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве». Оно было опубликовано в газете «Правда» от 10 ноября 1955 (полная версия).
Власти раскритиковали многочисленные архитектурные излишества, которые приводят к неоправданному удорожанию строительства. Так в доме по ул. Чкалова стоимость квадратного метра составляла 3 400 рублей, что в 2-3 раза выше, чем в домах запроектированных экономично.
Для архитекторов постановление стало «расстрельным списком». Пофамильно назвали всех, кто склонен к «украшательству» и «архитектурным излишествам». Для многих это поставило крест на професси. Часть архитекторов уволили. Некоторых лишили звания лауреата Сталинской премии.
Начало периода строительства 9-этажек
Постановлением ввели в стране режим тотальной экономии в строительной отрасли.
Повсеместно строились 4-х и 5-этажные Хрущевки. Но расчеты проектировщиков показали, что с небольшим увеличением затрат на фундамент можно строить дома значительно большей этажности. Экономически обоснованными стали здания высотой именно 9 этажей. На это есть ряд причин.
Девятиэтажки вписываются в норматив 28 метров
Когда дом достигает высоты свыше 28 метров, по нормам проектирования к нему предъявляют дополнительные требования:
- Оснащение двумя лифтами — пассажирским и грузовым.
- Устройство незадымляемых лестниц.
- Установка дополнительного оборудования для поддержания давления газа на верхних этажах.
Выполнение этих требований приводит к дополнительным затратам, которые ложатся на стоимость квадратного метра жилой площади дома. Затраты на дополнительный лифт и лестницу становятся оправданными, когда этажность дома достигает 12 этажей. К сожалению, далеко не везде грунты могли нести такую нагрузку. Именно поэтому остановились на строительстве 9-этажных Брежневок.
Газоснабжение домов выше 9-этажа было экономически не оправдано — слишком большие затраты на дополнительную насосную станцию. Поэтому в домах большей этажности отказывались от газа. Кухонные плиты делали электрическими. Это тоже не дешево. Усиленная проводка и дополнительные подстанции окупались где-то на уровне 14 этажа. Именно поэтому дома с 10-13 этажами встречаются крайне редко.
На этом у меня сегодня все. Если материал оказался для вас полезным, не забывайте про «палец вверх»👍. Подписка на канал здесь.