Я не врач, не педагог, а мама ребенка с алалией.
В своих рассказах буду делится как мы выходим из этого состояния. Это наш путь, время покажет на сколько он правильный, я не призываю всех идти за мной) Просто делюсь информацией к размышлению. Сразу оговорюсь, что речь пойдёт не о занятиях, а об образе жизни.
Если Вашему ребенку уже поставили диагноз или ребёнок не говорит и Вы подозреваете алалию и не знаете куда бежать, давайте знакомится. Меня зовут Яна.
Для начала представим как мозг перерабатывает сенсорную информацию.
Самый наглядный пример, который поможет нам разобраться в этом вопросе, описан в книге Ефимовых "15 мифов о детской речи". Авторы привели замечательную метафору.
Что необходимо для того, чтобы испечь торт?
Для начала мы собираем все необходимые продукты, затем определяем их количество, смешиваем и отправляем в печь. Если была допущена ошибка на любом из этапов, результат не оправдает ожидания.
Речь - тот самый торт, который мы получаем или не получаем вовсе.
Сенсомоторная алалия это проблема не только речи и для её устранения необходимо работать над всеми системами.
Мозг ребенка получает информацию от следующих систем:
1. Вестибулярной
2. Проприоцептивной
3. Обонятельной
4. Слуховой
5. Зрительной
6. Тактильной
7. Вкусовой
Теперь каждому родителю необходимо задуматься есть ли у Вашего ребенка моменты, которые указывают на сенсорный дисбаланс. Примером может быть: пищевая избирательность, боязнь громких звуков, неуклюжесть, боязнь света, гиперактивность, одарённость и т. д
Мне в этом вопросе помог опросник "сенсорная интеграция", ссылка на него: http://sensint.ru/articles/oprosnik-sensornaya-integraciya
Выявив проблемные моменты надо разработать план по обретению баланса.
Зачастую случается так, что при работе с одной системой в норму приходит другая.
Ребенок начинает получать информацию, которой не хватало его мозгу, тот приобретает равновесие и готов гармонично развиваться.
Вы тренируете вестибулярную систему, а в норму, к примеру, приходит тактильная.
У каждого человека свой баланс сенсорных ощущений, поэтому единого рецепта нет.
Необходимо наблюдать за ребёнком, оценивать его реакцию на поступающую информацию и помогать ему обретать равновесие.
Я считаю, что главную роль в реабилитации ребенка занимают именно родители. Специалист может работать с ребенком 30 мин в день, а родители 24/7.
И каким бы не был замечательным специалист, он не может переживать и вкладывать душу в каждого ребенка.
В начале пути я ,как все мамы детей с речевыми проблемами, отправилась по логопедам и дефектологам, потом поймала себя на мысли, что просто откупаюсь от своего ребёнка. Я же делаю что-то....
И пришло осознание, что необходимо самостоятельно разбираться в причинах, погружаться в вопрос с головой.
Опросник "сенсорные интеграции" поможет выявить скрытые моменты, он не займёт у Вас много времени и сил, но даст Вам почву для работы с Вашим ребёнком.