Найти тему

ЛЮДИ: Вспоминаю, что 5 мая отмечался День советской печати. Рассказываю о замечательном журналисте Татьяне Арнаутовой

Татьяне Михайловне, конечно. Замечательной и прекрасной. Многие годы бывшей "золотым" пером устьпристанской районной прессы.

Это был еще один подарок профессии - встреча с настоящим МАСТЕРОМ своего дела.

Конечно, я безумно волновалась. Даже не о самом разговоре, а результате. Ведь МАСТЕРУ нужно соответствовать. Статья публиковалась в соцсетях, в "районке". И конечно, я публикую ее здесь)))

Это рассказ о том, как работали журналисты в советское время. Но, именно Татьяна Михайловна стала тем человеком, который начал освещать и тему православия в нашем районе.
Но это рассказ - прежде всего - журналисте. О пути, мыслях, опыте... С праздником , Татьяна Михайловна! (кстати, в Белоруссии, например, 5 мая до сих пор остается Днем печати). Но я снова не о том. Читайте)))

Прежде о других, потом о себе

Татьяна Михайловна начинает рассказ фотографией в альбоме, на которой она с бывшими коллегами: «Это 70-летие «Авангарда». И мои любимые Матрена Ивановна (Деревнина – авт.) и Антонина Ивановна Капустина. Вообще, в нашем коллективе это были самые светлые, открытые, искренние люди.

Матрена Ивановна работала техничкой. Старое здание редакции, ветхие окна – но были они настолько чистыми, как будто стекол нет. Как и водичка в чистейших графинах, настолько прозрачная. Она очень старательно работала, замечательно ко всем относилась. Каждый наш день начинала чистотой.

Антонина Ивановна – «человек – душа». Работала заведующей отделом писем. Недавно она написала заметку в газету, посвященную своему близкому человеку, и я словно встретилась с прошлым. Талант ее не иссяк!».

Такие вот замечательные, они встретили молодую сотрудницу в стенах редакции в 1972 году. Творческий путь в газете «Авангард» Татьяны Михайловны Арнаутовой, как, впрочем, и многих сотрудников «районки» начался неожиданно, и, можно сказать, случайно. Ей исполнилось 23 года.

Училась заочно в Бийском педагогическом институте. Оканчивала третий курс и меняла место жительства на Усть-Пристань, где желательно было найти работу по специальности для дальнейшей учебы. До этого, после окончания педучилища, Татьяна трудилась воспитательницей в детском саду. Ей пообещали место в Усть-Пристанской средней школе.

Но внезапно ситуация изменилась, сменился руководитель районо, который необходимости в новом педагоге не увидел.

Начало журналистского пути

Коллектив редакции тех лет.
Коллектив редакции тех лет.

«И тут мне сказали, что есть место в редакции. Я понятия не имела, что это за работа. Тогда редактором работала Ульяна Ивановна Мамонтова. Корректор – Галина Петровна Сечевая, я хорошо ее знала. Антонина Ивановна Капустина - моя землячка, тоже, как и я, родом из села Усть-Чарыш. Ответственным секретарем была Любовь Михайловна Ковалева - моя одноклассница до 8 класса, - продолжает рассказ Татьяна Михайловна. – Все знакомые, поддержка хорошая. Я пришла корреспондентом в отдел партийной жизни, которым заведовал Петр Николаевич Попов. Спустя месяц испытательного срока меня приняли на постоянную работу.

Чаще всего менялись сотрудники в сельхозотделе: Владимир Степанович Дудников, Виктор Селютин, Анатолий Иванович Песоцкий, Галина Вдовенко, Николай Алексеевич Мамешин. Ребята эти приходили с райкома комсомола или с каких-то должностей. Умные, заинтересованные, они не были специалистами по сельскому хозяйству, но к работе относились очень ответственно. Хотя, конечно, бывало и такое, что могли попробовать удрать коллективно на рыбалку, например.

Редактор, Ульяна Ивановна Мамонтова, была очень строгая. «А где это у нас ребята из сельхозотдела?» - спрашивала она, и мы старались их прикрыть.

А как-то, Петр Николаевич летом появляется под редакционным окном с сеточкой, полной куриных яиц и показывает нам: «Девчата, в магазин яйца привезли, бегите, покупайте». А мы страшно боялись попасться на глаза Ульяне Ивановне, в попытке сходить в магазин. Он ушел, и тут редактор: «А где это у нас Петр Николаевич?» - и кто-то из нас брякнул: «Да только что здесь был, яйца в окно показывал». Нужно было видеть глаза Ульяны Ивановны.

Конечно, забавных случаев было немало. Коллектив дружный, веселый. Вместе праздники проводили, дни рождения отмечали. Событий было много. Писали друг про друга стихи. Парни наши про меня написали: «Современный Юлий Цезарь:
Одной рукой статьи пишу,
Другой рукой руковожу.
И заседаю, и решаю,
И в РДК на хор хожу».

В 1977 редактором стал Анатолий Александрович Щигорев, и вскоре он назначил меня заместителем редактора вместо Петра Николаевича, который ушел на пенсию, передав мне отдел.

Черно-белые фотографии сопровождают рассказ. Есть в них что-то волшебное, словно само время проявилось тогда в руках мастера-фотографа и навек запечатлело момент. И лица открытые, счастливые, задорные.
«Вот слет селькоров» - Татьяна Михайловна перелистывает страницу альбома.

-3

На площади, возле памятника Ленину – солидная группа людей, 25 человек. Это все сельские корреспонденты – внештатные авторы «районки» из всех сел, организаций, помощники журналистов в поиске героев и других задачах.

«А это – первомайская демонстрация, наверное, а здесь – это мы на пароме отправились в командировку.

-4

А это уже в «новой» редакции:

-5

Фотографировались чаще всего случайно. Долгое время фотокорреспондентом работал Валера Баталов. Он придет с задания, нужно фото печатать, а кадры на пленке остались. Что их зря засвечивать. Вот он и щелкал нас между делом. Спросишь его: когда снимок покажешь? Принесет. Вот, фотография даже подписана: «Журналист берет интервью. 1973 год». Здесь я с работниками культуры из Красноярки.

-6

Что это была за жизнь! Журналисты не сидели на месте, бывает, с утра уедешь и вернешься заполночь. Чаще всего своих героев мы находили дома или в поле. Назовет нам секретарь парткома человека, о котором нужно написать, и мы едем, его ищем. Редакционный уазик мелькал то здесь, то там. Я знала всех передовых доярок, скотников, телятниц и за 10 лет познакомилась со всем районом».

Мастер-класс от профессионала
«Работала я с большим удовольствием, и все мне было в радость. Жизнь журналиста такова: ты не сидишь на месте, постоянно в движении, постоянно с людьми, и каждый раз - новые. И я удивлялась сама себе. Материал, пока пишешь, обмозгуешь, все переживешь в себе. Сдашь материал, ответсекретарь там что-то поправит. Я после правки обязательно попрошу посмотреть, что она у меня поправила. Она унесет редактору на подпись. Принесет «сигнальный» экземпляр верстки, опять сидишь, читаешь, особенно если дежуришь. Потом… открываешь газету и читаешь с упоением, как будто в первый раз!


Газета выходила три раза в неделю. Пока не сделаем газету, из редакции мы не уходили. Однажды страшный ураган обесточил село. Рабочий день закончился, и редактор говорит. «Идите по домам, я позвоню, когда свет будет. Мне позвонили в 4 часа утра. Машина собрала нас всех, и мы сдали номер в срок.

Да, бывало: идешь на работу и лихорадочно думаешь: так, что там у меня. Этот материал не готов, этот надо вычитать, этот запланировать. Как я завидую машинистке! Вот она сидит за столом: принесли пять материалов, отпечатала, ждет следующий. Не принесли, она все равно сидит на рабочем месте, у нее рабочее время проходит. А мы то, как сыщики, постоянно!

Заходит редактор: «Татьяна Михайловна, у Петра Степановича завтра юбилей, надо срочно про него материал». Где он сейчас, как его найти? Ну хорошо, находишь, а человек к этому не готов, он начинает отказываться. Нужно его убедить, чтобы он согласился, это одно, и второе - чтобы он открылся, чтобы он что-то рассказал. И потом уже написать.

А иной раз приходилось по телефону материал какой-то взять, там другая история: начинаешь с ним работать, а он очень бедный, его неинтересно писать.

Конечно, с другой стороны, в те времена было проще.
Звонишь в партком – тебе дают кандидатуру, темы, которые нужно осветить. Я часто ездила в командировки с райкомом комсомола, так как выпускала молодежную страничку «Горизонт». И с комитетами комсомола в селах очень тесно постоянно общалась. Сколько лет прошло, а до сих пор помню всех в лицо. От них помощь была для редакции очень хорошая, не отмахивались.

Даже если это был отрицательный материал, никогда никто не отказывался отвечать на вопросы. Если это был критический материал, не было случая, чтобы не было ответа после критики. Обязательно была заметка. Тогда с газетой считались, как с органом партии.

Такие материалы выходили под рубрикой: «Письмо позвало в дорогу». О чем бы ни рассказывал читатель, мы выезжали, разбирались, в том числе и с руководителями. Были случаи, когда руководители и подчиненные высказывали друг другу, кто чем недоволен. Мы старались показать точку зрения каждой стороны. Ну, конечно, чтобы покритиковать первого секретаря, наверное, на это ни у кого не поднялась рука. Но, тем не менее, я хорошо помню, как наказывали директоров, особенно если это было связано с пьянством, с аморальным поведением.

Бывали ли у меня случаи в журналисткой практике, существенно повлиявшие на ситуацию? Ну, вот такой случай. Поступил сигнал, что один из докторов, являясь носителем инфекционной болезни, ходит на работу, ведет обычный образ жизни, представляя собой угрозу для окружающих. При этом живет в многоквартирном доме, где 22 ребенка (ситуация, актуальная на сегодня: представьте, врач скрывал бы, что болен коронавирусом - авт).
Я обратилась к главному врачу, и результат не заставил себя ждать. Того медработника наказали, отправили на лечение. Никто не пытался «замять» ситуацию.

Много ли мы писали? Объем был, конечно, большой. Но: было пять журналистов: два в сельхозотделе, два в отделе партийной жизни и один в отделе писем, редакторские материалы, радиоорганизатор и ответсекретарь тоже писали информашки. Это уже восемь человек на газету.

Тогда была еще обязательной подборка ТАССовских материалов. Вплоть до того, что срочную информацию передавали по радио, и ответтсекретарь записывала ее в определенные часы.

Много было фотографий, фотокорреспондент писал к ним подклише. Может быть, поэтому огромной нагрузки не чувствовалось. Рабочий день был всегда ненормированный. Но в тягость это не было никогда».
Ежегодно коллективы «районок» собирались на межрайонные «летучки».

Это была не просто встреча с коллегами, а обмен опытом и совместный анализ работы. Каждую газету анализировали сотрудники другой газеты. А здесь – как в той пословице – в своем глазу бревна не увидишь, в чужом… Каждая соринка «всплывала» на всеобщее обозрение. Но это был дополнительный стимул к самосовершенствованию, к тому, чтобы совершенные ошибки исключить в будущем. Так вот жила журналистская братия, от номера к номеру, от «летучки» к «летучке». А время шло…

Другая работа
В 1982 году пришлось сменить профессию. Татьяну Михайловну практически «забрали» в райком партии. Пригласил первый секретарь и предложил работать в партийном органе. Она отказалась. Но это была не та структура, работу в которой можно выбирать или не выбирать. «Хорошо. Выйдешь, подумаешь и зайдешь обратно». Так и пришлось сделать.

В райкоме Татьяна Михайловна отработала тоже десять лет. Как-то так получается, что об этом периоде жизни у нее тоже остались только хорошие воспоминания. Как и о первых годах трудовой деятельности в детских садах в Бийске и Усть-Пристани.

И даже о месяцах практики в Усть-Пристанской школе, когда – вот удивительное совпадение – она учила тех самых ребят, которых когда-то воспитывала в детском саду! И о недолгом времени работы в районной детской библиотеке. И о трех годах в Пенсионном фонде, где ей пришлось осваивать новое пенсионное законодательство, чтобы познакомить с ним других сотрудников, занимающихся таким непростым делом.
Все работы хороши – выбирай на вкус! И все-таки самыми насыщенными и запомнившимися для Татьяны Михайловны стали годы работы в редакции!

Лучший журналист уходящего столетия

На рубеже веков.
На рубеже веков.

Может быть, звучит пафосно, но не погрешу против истины: ведь в 1999 году Татьяна Михайловна стала лауреатом премии главы администрации Алтайского края за лучшие творческие работы журналистов 1999 года, активное ведение на страницах газеты темы «Патриотическое воспитание молодежи и образование»

…Это был текст, раздирающий душу. И, в том числе, душу самого автора, посвященный памяти нашего совсем молодого земляка, погибшего в военных действиях в Чеченской республике.
«Я написала материал про Сашу Родионова, - рассказывает Татьяна Михайловна. - Я долго не решалась, но наши семьи дружили, и все это было на моих глазах.. Вынашивала его долго. Потом поговорила с мамой, Татьяной Георгиевной, она дала мне письма сына. И вот в одном письме Саша пишет: «Мама, помолись за меня!». Эти слова стали заголовком…».

Еще один тонкий момент в работе журналиста: бывают ситуации, когда нужно быть предельно аккуратным, точным, уметь сопереживать и ни в коем случае не навредить.

Если в первый период своей журналистской деятельности, с 1972 по 1982 годы Татьяна Михайловна делала в газете первые шаги, училась профессии и росла в ней, то, здесь, на переломе столетий, в новой России, в которой осталось так мало от той страны, «когда мы были молодыми», она была уже опытным сотрудником.

Одной из ярких страниц ее деятельности в те годы стали репортажи с «Творческих встреч» с талантливыми увлеченными жителями района, которые проходили в центральной библиотеке.

В редакции тогда выпускали сборники местных поэтов, и почти с каждым встречалась именно Татьяна Михайловна. И тогда она открыла для себя еще одно правило: очень осторожно нужно править авторские строчки: «Я сама готовил к печати стихи Олега Орлова, была влюблена в его поэзию. И поняла, что к каждой строке поэта нужно относиться так, как будто он написал ее кровью.

Однажды мне казалось, что одно слово не вяжется с текстом. Но он очень горячо отстоял свою позицию, и я согласилась».
Быть открытым с человеком, о котором ты рассказываешь людям, на минутку поменяться с ним местами, в каждом найти то, единственное и неповторимое, что характерно только для твоего героя и делает его уникальным - вот что важно в работе журналиста. Это сложно. Герой нередко сам бывает очень закрытым, и порой совсем невозможно, кажется, «пробиться» к нему. А как потом писать? От чего оттолкнуться? Как открыть человека?

«Вот я писала как-то о бывшем фронтовике. Он был скуп на воспоминания, про войну говорил неохотно. Я томилась: что же делать, как его раскрыть, как подать…И вдруг он рассказал, как вернулся с фронта в Усть-Пристань: «Вхожу я во двор, калитку открываю, а мамка сидит на крылечке и в тазу смородину перебирает. Она как глаза подняла, меня увидела, и встала, и вся эта смородина под ноги ей высыпалась. Я к ней по смородине иду, и мы с ней обнялись, плачем, а ноги у обоих в ягоде».
И этот момент помог мне, как автору, а сам мой собеседник рассказал, что ведь совсем он забыл об этой «смородиновой» встрече, и вот – вспомнил». Ту зарисовочку Татьяна Михайловна так и назвала «Черная смородина».

Такие воспоминания – драгоценны. Они тоже – запечатленное время. Ты молодец, если помог человеку вернуть эту драгоценность, ты становишься ключиком к его памяти.

Главное правило в творчестве и жизни
«Конечно, оглядываешься назад, и почему то видишь только хорошее. Я быстро забываю что-то плохое. Даже людей, которые меня обидели, я встречаю – и не то, что я заставила себя забыть, но я не испытываю больше обиды. Она ушла.

У меня однажды читательница спросила: «Где Вы находите таких хороших людей?». Сами находятся?».

…А это жизненное кредо Татьяны Михайловны. «Будь добр к ближнему, и добро вернется к тебе». Как бывает «плохой» и «хороший» следователь, так и журналисты: один выискивает негатив и раздувает его, а другой отбрасывает все ненужное и акцентирует внимание на добрых и положительных моментах, или прослеживает процесс превращения, но главное – финал в любом случае должен быть если не позитивным, то хотя бы обязательно давать надежду. И пусть будет это правилом для всех, кто решил писать то, что будут читать другие люди.

С искренней благодарностью, уважением
и пожеланиями здоровья и благополучия.

-8