Марат Даукаев пришёл в труппу Кировского театра вместе с женой - Ольгой Ченчиковой. Оба они были выпускниками Пермского хореографического училища, оба до переезда в Ленинград танцевали в Пермском театре оперы и балета.
Марат Даукаев - Базиль:
Все фото взяты с сайта Пермского хореографического училища.
Если Ченчикова не стала одной из моих любимых балерин, то Даукаев, напротив, был одним из моих любимых артистов. Внешние данные его с большой натяжкой можно было считать подходящими для ролей классических принцев. Но, тем не менее, он танцевал Дезире, Зигфрида и Альберта. Был он и Принцем в «Золушке» (на Ленинградском телевидении был снят фильм-спектакль с его участием), и Солором, и, конечно, Базилем. Говорят, что как-то он даже бисировал вариацию в свадебном па-де-де. Асылмуратова дебютировала в «Дон Кихоте» именно с Даукаевым. Балетоманы шутили: «После Ольги Алтынай для него – просто пушинка!»
Лично мне Марат Даукаев нравился в современных балетах. Танцевал он Царевича каджей в «Витязе в тигровой шкуре», Османа в «Асият». Но мне больше всего запомнился в двух ролях: Клода Фролло в «Соборе Парижской богоматери» и Друга в «Паване мавра».
Клод Фролло, по-моему, очень выигрышный персонаж балета Пети. Я видела в этой роли Аркадия Иваненко, и он нравился мне своей двуликостью, лицемерием. У Даукаева с первых минут появления на сцене Фролло боролся с искушением. Он боролся с ним неистово, даже отчаянно. Как это часто бывает с отрицательными персонажами, его герой вызывал сочувствие. Мне вообще очень нравился этот балет; роль Клода Фролло, как мне кажется, поставлена балетмейстером интереснее, чем роль того же Феба.
Настоящим откровением для любителей балета стала «Павана мавра» Хосе Лимона, поставленная на музыку Перселла. Балет этот очень хорошо известен сейчас. Но в 80-е годы, когда состоялась премьера в Ленинграде, лично мне балет показался каким-то прорывом в неизведанное.
Разыграть историю Отелло, танцуя павану, казалось бы, просто невозможно. Но артисты ленинградских театров продемонстрировали настоящее драматическое мастерство. Спектакль давали на вечере балета в Оперной студии консерватории. Танцевали Никита Долгушин – Мавр, Елена Евтеева – Жена Мавра, Марат Даукаев - Друг, Габриэла Комлева – Жена Друга. Это был выдающийся (не люблю слово «гениальный») состав. Каждый артист – личность, гордость ленинградского балета…. Даукаев среди партнёров был наименее титулованным и известным.
Как же танцевали участники спектакля? Никита Долгушин (тогда ему было около 50 лет) предстал перед зрителем наивным, нежным Отелло. Елена Евтеева, всегда славившаяся лирическими образами, и здесь просто излучала свет. Её Дездемона была сама любовь. Прекрасно сыграла Габриэла Комлева! Их дуэт с Даукаевым заставил зрителей взглянуть на балерину с какой-то новой стороны. Где ещё в балете сыграешь стерву? Правда, в конце спектакля раскаяние Жены друга (она же – Эмилия) было весьма искренним…
Даукаев сыграл Зависть – именно так, с большой буквы. В его герое всё время чувствовались комплексы человека, чего-то недополучившего в жизни. Он смотрел в глаза Мавру с такой искренностью, что казалось – он был готов отдать жизнь за друга! Сочувствовал горю обманутого мужа, буквально сгибался перед ним, заглядывая в его глаза.
В общем, в небольшом спектакле перед нами предстала история любви, предательства, обмана и раскаяния.
После этого спектакля Марат Даукаев стал лично для меня одним из самых любимых артистов балета. Реакция зала на поклонах была ураганной. Публика аплодировала, конечно, восторженно всем участникам. Тем ценнее стала овация, которую получил Даукаев – едва ли не самая громкая.
Марат Даукаев ушёл со сцены как-то незаметно. Я даже не помню, когда он станцевал свой последний спектакль. После разрыва с Ольгой Ченчиковой он иногда продолжал танцевать с ней, потому что балерине было сложно найти партнёра.
Нашла сведения в сети, что Марат Даукаев в настоящее время работает в балетной школе в Лос-Анджелесе.
А вы видели этого танцовщика на сцене?
Поделитесь впечатлениями!